В конце сентября 2012 года Национальный архив США опубликовал отрывок меморандума, датированный 1 июнем 1956 года, о разработке в интересах американских военно-воздушных сил прототипа летающей тарелки. Аппарат получил название Project 1794 («Проект 1794»). Летающая тарелка была рассчитана на вертикальный взлет и посадку и должна была развивать скорость от трех до четырех чисел Маха (от 3200 до4300 километровв час). Предельная высота полета тарелки — свыше30 километров, а максимальная дальность — около1800 километров.

На разработку прототипа планировалось потратить от полутора до двух лет. Бюджет проекта составлял 3,16 миллиона долларов. Как отмечает журнал Wired, это примерно соответствует 26,6 миллионам долларов в сегодняшних ценах.

Разработку аппарата США поручили иностранцам — канадской авиастроительной компании Avro Aircraft и ее ведущему инженеру британцу Джону («Джеку») Фросту (John «Jack» Frost). Компания Avro Aircraft к середине 1950-х годов уже успела зарекомендовать себя, сконструировав неплохой истребитель-перехватчик CF-100. Сам же Фрост, пришедший в Avro в 1947 году, ранее работал на британскую De Havilland, где, в частности, разработал истребители Hornet и Vampire, а также экспериментальный самолет DH 108 (Swallow).

 

После прихода в Avro Джек Фрост взялся усовершенствовать реактивный двигатель и повысить эффективность его компрессора. В результате авиаконструктор придумал так называемый «блиноподобный двигатель» («pancake engine»), в котором турбина через зубчатую передачу приводила в движение компрессоры и реактивная струя выходила по всей окружности двигателя.

По инициативе Фроста в 1952 году началась разработка уникального летательного аппарата.

Project Y

Первым прототипом летательного аппарата с дискообразным двигателем Фроста стал Project Y. Сам аппарат при этом имел форму штыка лопаты. Проект получил поддержку министерства обороны Канады в размере 400 тысяч канадских долларов. К 1953 году Avro представила деревянный макет летательного аппарата, и новость об этом широко разошлась по средствам массовой информации. Более того, пошли слухи о планах канадцев создать летающую тарелку. Тем не менее, дальнейшего финансирования Project Y не получил.

Модели компании Avro: Y-2 (справо) и Avrocar (слева)

В 1953 году Фрост с коллегами из Avro изготовили опытный экземпляр тарелки в миниатюре для демонстрации потенциальным инвесторам, габаритами всего 6×11 см. В числе увидевших творение Фроста был генерал-лейтенант Дональд Патт (Donald Putt), возглавлявший в то время отделение исследований и разработок американских ВВС. В условиях «холодной войны» США (да и ряд других стран) заинтересовались созданием летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой, и перспективный двигатель Фроста, казалось, как нельзя лучше подходил для таких целей.

Тарелка произвела на Патта большое впечатление: в том же году он выбил у NASA согласие на финансирование разработок (от 2 до 3 млн. долларов в год). Авиаконструктор продемонстрировал американцам преемника «летающей лопаты» — Project Y-2. Аппарат имел дискообразную форму и использовал для увеличения подъемной силы «эффект Коанда».

«Джек» Фрост демонстрирует эффект Коанда. Сжатый воздух выходит из конца красной трубки, а затем поверх металлического диска.

Эффект Коанда — физическое явление, названное в честь румынского учёного Анри Коанды, который в 1932 году обнаружил, что струя жидкости, вытекающая из сопла, стремится отклониться по направлению к стенке и при определенных условиях прилипает к ней. Это объясняется тем, что боковая стенка препятствует свободному поступлению воздуха с одной стороны струи, создавая вихрь в зоне пониженного давления. Аналогично и поведение струи газа.

 

Схема одной из модификаций двигателя Фроста, использующего «эффект Коанда»

Основой аппарата также был круглый двигатель с ротором (для подъемной силы) и компрессорами (для создания реактивной тяги). При этом создаваемые двигателем реактивные струи обтекали куполообразный корпус, что в перспективе должно было придать тарелке огромную скорость и высоту полета.

Получив деньги, Avro приступила к созданию прототипов «в натуральную величину», но сколько-нибудь значительных успехов не добилась. Одна из ранних версий представляла собой диск диаметром15 м(поднимавшийся в воздух силой шести двигателей), который мог парить и (теоретически) двигаться в любом направлении.

По данным открытых источников, первый контракт на 750 тысяч долларов Фрост получил в 1955 году. В 1956 году Avro вложила в разработку летающей тарелки 2,6 миллиона долларов. Согласно рассекреченным документам, ВВС США оценивали стоимость проекта в 3,16 миллиона долларов (сегодня это составило бы около 26,6 миллиона долларов). На создание успешного прототипа Avro отвели полтора-два года. При этом американцы рассчитывали, что летательный аппарат сможет развивать скорость от трех до четырех чисел Маха (3200—4300 километровв час), преодолевать свыше1800 километрови подниматься на высоту около30 километров.

На практике все обстояло несколько сложней. Максимальная высота, на которую удавалось поднять тарелку (сохраняя контроль над управлением), не превышала1,5 м. К тому же в конце 50-х во время очередных испытаний загорелся один из двигателей, что чуть не привело к большому пожару — спас положение один из инженеров, который, после того как все покинули испытательный стенд, нашел в себе силы вернуться в здание и отключил двигатели. После этой аварии конструкция тарелки была существенно упрощена: из шести двигателей осталось три, а диаметр аппарата уменьшился до6 м. Управлять новой модификацией мог один пилот (хотя места в кабине хватало на двоих). Лучше летать тарелка, правда, не стала.

 

Проект 1794 (США). Прототип летающей тарелки 2

 

Использованы материалы:

 

lenta.ru

offline.computerra.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Tags: , , , ,

Эта статья была опубликована: Вторник, октября 9, 2012 в 18:03 в категории Технологии. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha