Новый марсоход

Автор: admin   
апреля 20,
2010

В Германском центре воздушных и космических полетов (DLR) в Бремене созданы первые образцы шасси марсохода нового поколения. Работы идут в рамках совместного проекта Exomars между ЕС и США.

Согласно проекту, в 2018 году на поверхности красной планеты должен высадиться новый марсоход.

Германские исследователи обратили внимание на то, что колеса нынешних роверов NASA не дают им возможности выбраться из песчаных ловушек. В прошлом году на Марсе завяз марсоход «Спирит» — его цельнометаллические колеса погрузились в песок. Все попытки освободить его не принесли успеха — аппарат лишь глубже проваливался в песок Марса. Сейчас NASA превратила «Спирит» в неподвижную научную лабораторию, однако существует крайне мало шансов, что роверу удастся пережить наступающую марсианскую зиму.

Поэтому ученые в Бремене разработали колеса совершенно иного типа по новой технологии. Это позволит аппаратам избежать попадания в песчаные ловушки. Основным отличительным свойством новых колес является их способность препятствовать застреванию марсохода в вязком грунте.  За счет особой конструкции при попадании на опасную поверхность колесо аппарата будет не проваливаться глубже, а выталкиваться наружу.

Легкие, сделанные из сплава алюминия и спецсталей цилиндры состоят из сегментов, внутри которых находятся демпфирующие ленты. При попадании на вязкую поверхность колесо не уходит под песок, а просто выталкивается за счет сжатия внутренних сегментов вверх.

Первые тесты в лаборатории центра воздушных и космических полетов показали, что новое шасси марсохода прекрасно справляется с самыми сложными участками поверхности.

В настоящее время специалисты проверяют свойства колес в специальных контейнерах, заполненных песком, свойства которого напоминают свойства марсианского грунта. В таких же ловушках исследователи отрабатывали различные подходы к вызволению марсохода «Спирит», застрявшего в песке Красной планеты в апреле 2009 года.

Бруно и Брэдли — прототипы новых марсоходов

Инженеры из британской компании Astrium представили ученым и представителям СМИ два прототипа нового марсохода, который будет отправлен на Марс ориентировочно в 2015 году.

Новым европейским роботам дали имена – Бруно и Брэдли (Bruno and Bradley). Шестиколёсные роботы уже называют самыми манёвренными и надёжными за всю историю создания марсоходов. Более того, марсоходы могут достичь тех целей, что ранее были недоступны подобным «конструкциям».

Новые роботы смогут забраться туда, куда раньше не удавалось дойти ни одной машине.

Несмотря на то, что один из менеджеров Astrium Крис Драпер похвалил ранее известную разработку американской NASA — марсоходы Spirit и Opportunity, отметив, что они могут преодолевать огромные расстояния, он также выразил надежду на то, что Бруно и Брэдли покажут ещё более впечатляющие результаты.

Также из особенностей роботов отмечают их способность карабкаться по крутым или скользким склонам за счет того, что их колеса могут вонзаться в грунт и вытягивать аппарат. При столкновении с неровной поверхностью 5 из 6 колёс робота используются как якори, а при помощи шестого робот медленно передвигается, преодолевая препятствие шаг за шагом. И это позволяет увеличить проходимость марсоходов.

Еще у будущих покорителей Марса есть уникальная навигационная система, позволяющая прокладывать безопасный курс еще до получения команды с Земли — весьма полезное приспособление, если учесть, что команда из космического центра на Земле дойдет до Марса лишь за 20 минут.

Чтобы осуществить миссию, в рамках которой новые европейские аппараты будут отправлены на Марс, марсоходы должны будут пробурить в поверхности планеты двухметровую скважину, а полученные образцы проанализировать на месте.

Новые космические странники будут оборудованы как ни один другой аппарат, высаживавшийся на Марс, так что, если будут обнаружены хоть какие-то свидетельства жизни, они подвергнутся самому тщательному анализу.

Однако в настоящее время встал вопрос о том, как марсоходы доберутся до места своего назначения. Один из руководителей компании Astrium, доктор Ральф Корди, не уверен в том, что финансирование опытов, производимых его сотрудниками, будет оставаться на том же уровне.

«Для нас, равно как и для других компаний, вовлеченных в этот проект, сейчас напряженное время, — сказал Р. Корди. — С одной стороны, мы стремительно движемся вперед в наших разработках. Это не дутый, не бумажный проект, он существует в реальности и во много раз превосходит показатели своих предшественников. С другой стороны, нам требуются колоссальные финансовые вливания, в осуществлении которых мы совсем не уверены».

Дело в том, что начальная цена проекта составляла 650 миллионов евро, но на сегодняшний день сумма увеличилась вдвое. В свете сложившейся ситуации Великобритания рискует потерять право называться родиной самого совершенного марсохода: если в ноябре, на встрече британских чиновников от космоса, не будет принято решение об увеличении финансирования, проектом займется другая страна, которая является членом Европейского космического агентства.

Напомним, в октябре 2007 года Национальное управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) продлило миссию аппаратов Spirit и Opportunity на Марсе до конца 2009 года. «Мы чрезвычайно рады возможности продолжить дальнейшее исследование Марса. Эти марсоходы — отличные машины, они продолжают давать потрясающие научные результаты, работая свыше предусмотренного срока эксплуатации», — заявил руководитель научными проектами NASA Алан Стерн.

Изначально запланированная на 90 суток миссия продлевается уже пятый раз благодаря безотказной работе марсоходов и ценности добываемой ими информации. «После более трех с половиной лет Spirit и Opportunity у них есть некоторые признаки старения, но они находятся в хорошем состоянии и способны вносить огромный вклад в науку», — считает управляющий проектом марсоходов Лаборатории реактивного движения NASA Джон Кэллас. А по словам руководителя пилотируемых программ Федерального космического агентства России (Роскосмос) Алексея Краснова, первый полет человека к Марсу может состояться уже в 2035 году. Однако он отметил, что из-за высокой стоимости марсианского проекта даже высокоразвитые страны вряд ли смогут его реализовать в одиночку. «Я уверен, что, в конце концов, мы придем к реализации марсианской экспедиции. Вполне возможно, что это будет достаточно крупный международный проект", — подчеркнул А. Краснов.

По материалам

strf.ru

nauka21vek.ru

Tags: ,

Эта статья была опубликована: Вторник, апреля 20, 2010 в 21:27 в категории Техника. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha