Популярное интернет-издание «Компьюлента» 2 января 2012 года обнародовала рейтинг посещаемости научных новостей 2011 года, показав тем самым, какие темы интересны массовому читателю и какие заголовки наиболее заинтересовали читателя уважаемого издания. Из рейтинга вырисовывается как бы среднестатистический читатель научно-популярных статей: его вкусы, предпочтения, интересы. Интересы среднестатистического читателя достаточно широки, но все они объединены раскрытием некоторой загадки, новаторством и новым взглядом на известные, казалось бы, всем, вещи – от самых фантастических до самых что ни на есть земных. Наряду с этим Компьюлента анализирует основные источники читателей наиболее посещаемых научно-популярных статей — здесь уже нет никакой загадки и, традиционно, основным источником читателей остается интернет-гигант Google. Внесли свою немалую долю в посещаемость также некоторые популярные сайты рунета, сумевшие разогреть интерес к темам своим посетителям, тем самым, заинтриговав их.

Рассмотрим рейтинг в том порядке, в котором предлагает нам интернет-издание – в порядке накала страстей.

После наименования статьи будем указывать раздел статьи, автора новости, дату публикации, количество посещений и источник читателей.

25. Статья — Обнаружен молекулярный механизм редактирования памяти.

Подготовлена по материалам Амстердамского свободного университета.

Нейробиология, Кирилл Стасевич, 12 сентября, 7040 (6870 уникальных), Dirty.Ru (привёл львиную долю читателей).

Клеточный эндоцитоз; виден ряд образующихся мембранных пузырьков на верхнем краю клетки. (Фото CNRI).

На основной вопрос, мучивший читателей, – можно ли избавиться от неприятных воспоминаний, в статье дается положительный ответ.

Легко, уверяют голландские нейробиологи, открывшие молекулярный механизм, который позволяет мозгу редактировать память. Но только в том случае, если научиться влиять на динамику... э-э-э... глутаматных рецепторов на мембране нейронов, которые то погружаются внутрь клетки, то поднимаются к её поверхности. Только не спрашивайте, когда это случится.

24. Статья — Проект британского космоплана Skylon «одобрен» Европейским космическим агентством

Подготовлена по материалам Би-би-си.

Космос, Андрей Величко, 24 мая, 7194 (7044 уникальных), Евгений Шестаков (ЖЖ-«юморист», чей случайный пост стал почти половинным источником трафика для заметки).

Изображение Reaction Engines.

Читателей интересовал вопрос – а будет ли такой новаторский космоплан бороздить когда-нибудь просторы вселенной? Но однозначный ответ на этот вопрос даст только время.

На данный момент известно только, что космическое агентство Великобритании, которое по весне получило от ЕКА уверения в полнейшем техническом почтении к проекту Skylon, вот уже десять лет корпит над чертежами этой многоразовой беспилотной орбитальной машины и заложенными в неё технологиями. И это вам не нано-Сколково: никаких отделяемых или разгонных частей; двухрежимный РД, сначала работающий как ГПВРД с турбокомпрессором, а потом превращающийся в привычную ДУ на химтопливе; 12 тонн орбитального груза; самолётная посадка и прочая, прочая. Смущает одно: всё это пока есть только на бумаге, а воплощение в металле и доведение до ума потребует десятков миллиардов долларов. Потянет ли такое некосмическая Британия? Да ещё в нынешнее кризисное время?

23. Статья — Телескопы NASA помогли решить древнюю загадку.

Подготовлена по материалам NASA.

Астрономия, Дмитрий Целиков, 25 октября, 7206 (6966 уникальных), Google.

Это RCW 86, нынешние остатки сверхновой SN 185, которую видели древнекитайские звездочёты. (Иллюстрация NASA / ESA / JPL-Caltech / UCLA / CXC / SAO.)

Читателей волновал вопрос – что было бы, если б древние китайские астрономы располагали телескопами «Спитцер» и WISE?

По-видимому, они, заметившие в 185 году диковинную звезду, которая через несколько месяцев погасла, наверняка:

а) описали бы её как сверхновую типа Ia;

б) впервые в истории науки показали бы, что Ia-светило может родиться из белого карлика, создавшего вокруг себя полость.

22. Статья — Создана топологическая схема связей между транснациональными корпорациями.

Подготовлена по материалам ScienceNews.

Экономика, Николай Третьяков, 16 августа, 7243 (6951 уникальных), некий avanturist.org (с него пожаловали процентов 20 читателей).

Эти парни знали о капитализме всё, но их не послушались. (Фото Brian A. Vikander / Corbis.)

«Галстук-бабочка» (B), его структура (A), ядро мировой корпоративной системы © и его фрагмент (D) (схемы S. Vitali, J. B. Glattfelder, S. Battiston).

Естественно, основной вопрос читателей — сколько компаний владеет миром?

Швейцарские учёные, составившие топологическую схему связей между транснациональными корпорациями, полагают, что в 2007 году таковых было 147. Всего 147, заметим мы. Жаль, что схема не в состоянии назвать имена-пароли-явки их хозяев — потому что в большинстве своём бенефициары управляющих структур не раскрываются, а ещё есть принципиально непрозрачные совместные фонды...

21. Статья — Опубликована первая в истории фотография Меркурия, сделанная с его орбиты.

Подготовлена по материалам Wired.

Космос, Андрей Величко, 29 марта, 7940 (7624 уникальных), Google-новости (гуглоробот вновь организовал массовое чтение заметки).

Это орбитальное изображение Меркурия войдёт в историю. Вернее, уже вошло. (Фото NASA / Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory / Carnegie Institution of Washington.)

В статье читатели нашли ответ на свой вопрос – а как же Меркурий выглядит с орбиты?

Потому что 29 марта в 13:20 мск славная межпланетная станция MESSENGER зафиксировала южное полушарие самой близкой к нашему светилу планеты. Это первая в истории фотография Меркурия, сделанная с его орбиты. Спутником планеты аппарат стал 18 марта; его расстояние до поверхности объекта исторической фотосъёмки колеблется от 200 до 15 000 км.

20. Статья — Они. Это. Сделали!

Подготовлена по материалам инженерного факультета Мэрилендского университета.

Транспорт, Фернандо де ла Куадро, 14 мая, 8052 (7745 уникальных), читатель был исключительно местный.

После исторической левитации; Джуди всё ещё в воздухе :-). 12 мая 2011 года, Comcast-центр кампуса Мэрилендского университета. (Фото Мэрилендского университета.)

На вполне справедливый вопрос (Кому принадлежит Приз Сикорского?) дан однозначный ответ.

В том-то и штука, что пока никому. За 31 год существования награды, которую получит пилот вертолёта на мускульной тяге, который:

а) пролевитирует не менее минуты на не менее чем 3-метровой высоте;

б) не покинет при этом стартовой площадки в 10 м?,

было несколько попыток овладеть $250 тыс. призовых, но все провалились. В прошлом году Приз штурмовала мощная студенческо-аспирантская конструкторская команда из Мэрилендского университета (США) — и вновь неудача. Но какая! Во-первых, её машина Gamera, несмотря на всю нелепую нежизненность, конструктивно очень симпатична; во-вторых, попытки — сначала просто взлететь, а потом потягаться за «Сикорского» — рождали шквал положительных эмоций; наконец, неудача всё равно обернулась рекордом: впервые в воздух поднялся мускулолёт, пилотируемый женщиной. Молодцы, во всех смыслах.

А этот полёт состоялся 13 июля; «Гамера» продержалась в воздухе 11,4 с. Могла бы и дольше, но... вы увидите, в чём дело. Впрочем, трёхметровая высота аппарату пока только снится...

19. Статья — «Вояджер-1» достиг новой области на краю Солнечной системы.

Подготовлена по материалам NASA.

Космос, Дмитрий Целиков, 6 декабря, 8203 (7867 уникальных), Google-новости (с ощутимой помощью гуглоробота).

Внутренний край области стагнации находится примерно в 113 а. е. (16,9 млрд км) от Солнца). Расстояние до внешнего края неизвестно. «Вояджер-1» улетел пока за 119 а. е. (17,8 млрд км). (Изображение NASA / JPL-Caltech.)

Статья в полной мере ответила на вопрос не дающий покоя читателям – где же сейчас «Вояджер-1»?

А легендарный зонд, покинувший нашу дружную планету 5 сентября 1977 года, достиг нынче новых пределов (так называемой области стагнации), расположенных между Солнечной системой и межзвёздным пространством. Учёные в шутку называют эту волость «космическим чистилищем»: здешний ветер производимых светилом заряженных частиц вполне спокоен, силовые линии магнитных полей Солнечной системы накладываются друг на друга, а некоторые высокоэнергетические частицы проникают наружу... Жуть как интересно! В «попугаях» это выглядит так: от Земли — 17,8 млрд. км / 119 а. е.; внутренний край области стагнации отстоит от солнышка на 16,9 млрд. км / 113 а. е. (а вот расстояние до его внешнего края, увы, тайна великая).

18. Статья — Даже 15 минут физической активности в день благотворно сказываются на здоровье.

Подготовлена по материалам Medical Xpress.

Биотехнологии и медицина, Николай Третьяков, 16 августа, 8330 (8056 уникальных), Google-новости (на сей раз Google-сервис подарил более трети читателей).

Занятия тай-цзи на Слоновьей горе над Тайбэем. На заднем плане — небоскрёб Taipei 101. (Фото Louie Psihoyos / Corbis.)

Фото Tim Pannell / Corbis.

На сей раз вопрос стоял ребром — кому она нужна, эта физзарядка?

И тайваньские учёные мужи в белых халатах раскрыли читателю глаза на истину. Они, ученые, годы проведшие в обследовании сотен тысяч странных людей, которым мила утренняя зарядка, уверены, что даже 15 минут физактивности в день способны улучшить здоровье и в конечном итоге продлить жизнь. А именно: граждане, что тратят на физкультуру всего 92 минуты в неделю, на 4% реже умирают от произвольных причин и на 10% — от рака.

17. Статья — Мамонты могут возродиться лет через пять.

Подготовлена по материалам Daily Telegraph.

Биология, Дмитрий Целиков, 14 января, 8503 (8071 уникальных), читатель был исключительно местный.

Иллюстрация Gianni Dagli Orti / Corbis.

На вполне нормальный и не простой вопрос (Увидим ли мы когда-нибудь живого мамонта?) читатель получил довольно расплывчатый ответ в виде обещаний и мечтаний.

Самые ярые энтузиасты подобных изысканий, японские биологи, неформально возглавляемые Акирой Иритани из Киотского университета, полагают, что чудо может свершиться уже через пять лет. Смог же Терухико Вакаяма (Центр онтогенетики «Рикен») клонировать мышь из клеток ткани, 16 лет пролежавшей на морозе! Словом, по мнению японцев, технические проблемы решены, нужен лишь добротный мягкотканный образец. Мамонта, разумеется. В его поисках учёные уповают на помощь российских энтузиастов. Одна беда: Кирилл Стасевич, наш главный по биологии, словно каноническая Парижская академия наук, не замечающая проекты вечных двигателей, тексты о подобных изысканиях даже не читает. И не потому что ленится. Ну вы поняли.

16. Статья — 40% россиян не верят, что американцы высаживались на Луне.

Подготовлена по материалам ВЦИОМ.

Курьезы, Дмитрий Целиков, 22 апреля, 8746 (8461 уникальных), Dirty.Ru (за экспорт большинства читателей ответственно именно это гнездо научно-технического разврата и ереси, специализирующееся на американской лунофобии).

Исторический день, великий человек.

А дело было так. И никак иначе.

Оказывается у некоторых читателей есть и такой курьезный вопрос — верю ли я, что американцы высаживались на Луне?

На него можно ответить также курьезно — понятия не имеем, это вы уж сами нам расскажите. Но нелепый факт остаётся глупым, возмутительным, стыдным, граничащим с клиническим кретинизмом фактом: согласно ВЦИОМу, 40% россиян не верят, что американцы там были. И больше на эту мем-тему ни слова. (А может, придворному ВЦИОМу был дан заказ — представить нас идиотами, нет?)

15. Статья — Предки человека добрались до Евразии раньше, чем принято считать.

Подготовлена по материалам Nature News.

История, археология, палеонтология, Дмитрий Целиков, 07 июня, 9003 (8716 уникальных), Google-новости. (Google-робот, в нужное время поставивший статью в свой ньюз-топ, вновь на высоте: большинство читателей — его заслуга. Люди, любите «Google-новости»!)

Слева направо: Homo erectus, Homo neanderthalensis, Homo sapiens. (Фото Maxwell Museum of Anthropology, University of New Mexico.)

Ты помнишь, как всё начиналось? (Иллюстрация David Gifford / Science Photo Library.)

Вопрос чести от читателей — Слышал вчера в маршрутке, что первый представитель рода Homo появился вовсе не в Африке. Так ли это, дорогая редакция?

Дорогая редакция, во-первых, обалдевает от контингента, который катается в ваших маршрутках, а во-вторых, если верить артефактам, обнаруженным на территории современной Грузии (в Дманиси), всё так и есть. Учёные из Университета Северного Техаса нашли там, в отложениях, которым почти 1,85 млн. лет, каменные сколы, что образуются при создании инструментов. Отсюда и гипотеза, которая, да, отправляет все учебники на свалку. Видите ли, до сих пор антропологи считали, что человек прямоходящий возник 1,78–1,65 млн. лет назад. С другой стороны, дело, скорее всего, в другом: просто наши предки добрались до Евразии раньше, чем принято считать. А Африка — что ж, она, думается, и впрямь наша колыбель.

14. Статья — Единичная клетка взрослой планарии способна полностью восстановить организм.

Подготовлена по материалам Медицинского института Говарда Хьюза.

Биотехнологии и медицина, Кирилл Стасевич, 13 мая, 9359 (9237 уникальных), Dirty.Ru (спасибо, засланный казачок!).

Планария (фото pbertner).

Чудесный вопрос — возможна ли вечная жизнь? Увы, чуда не бывает, кроме тех чудес, что творим мы сами.

Но, чем чёрт не шутит! Смотрите: американские учёные установили, что единичная (!) клетка взрослойпланарии способна полностью оздоравливать смертельно больной (к примеру, облучённый) организм. Медленно, но верно потомки пересаженной клетки меняют повреждённые ткани по всему телу, вплоть до нервных узлов и органов чувств; в конце концов, червь вновь обретает клетки, генетически идентичные исходной донорской клоногенной; при этом животное нормально себя чувствует, с аппетитом ест, бодро растёт и без устали размножается. Короче говоря, если удастся найти человеческие гены, аналогичные тем, что управляют необластами у червей, то, наверное, можно будет... Только зачем вам это?

13. Статья У вируса СПИДа нашли «ахиллесову пяту».

Подготовлена по материалам MIT News.

Биотехнологии и медицина, Кирилл Стасевич, 21 июня, 10057 (9797 уникальных), Google-новости (в основном).

Лимфоцит, поражённый вирусом СПИДа. Вытянутые структуры на поверхности клетки вызваны гиперпродукцией белка Gag. (Фото NIBSC.)

Иллюстрация George Logan / Corbis.

Вопрос жизни и смерти — можно ли победить СПИД?

Но наука тридцать лет тщится изобрести лекарство от вируса СПИДа. И хотя здравоохранительные чиновники пытаются убедить нас, что с 2000 года зараза уже не та, что она пошла на спад, на планете живёт почти 33 млн. инфицированных. А это значит, что дать всем и каждому противовирусный препарат человечество не в состоянии (учитывая, что большинство больных живут в странах «третьего мира»), оттого не менее важно создать вакцину от ВИЧ. И вот теперь самое главное. Почему вирус СПИДа не поддаётся иммунной системе человека? — Из-за своей уникальной изменчивости. Но некоторые компоненты вируса настолько для него важны, что их трансформация попросту убьёт его. Именно эти «узкие места» могут стать идеальной мишенью для противовирусной вакцины. Настоящая «ахиллесова пята»! И именно над этим работает нынче группа учёных из Массачусетской больницы, Массачусетского технологического института и Гарвардского университета — и небезуспешно.

12. Статья — На Большом адронном коллайдере, возможно, обнаружены следы бозона Хиггса.

Подготовлена по материалам Physicsworld.Com.

Физика, Дмитрий Сафин, 23 июля, 10697 (10352 уникальных), Google-новости (обеспечили чуть меньше половины читателей).

Детектор CMS в ноябре 2006 года (фото Maximilien Brice).

Вопрос праздного любопытства — что там слышно о бозоне Хиггса? По большей части читателей даже и не предполагают для чего это делается и зачем тратятся такие огромные средства. А нужен ли нам сейчас бозон Хиггса? И кто так упорно пытается что-то получить, подвергая всех нас не шуточному риску?

А пока для празднолюбопытствующих сообщают, что на июльской Европейской конференции по физике высоких энергий физики из коллабораций CMS и ATLAS сообщили о регистрации событий, которые могут указывать на существование бозона Хиггса с массой менее 145 ГэВ. И это всё о нашей заметке от 23 июля, что привлекла почти 10,7 тыс. читателей.

Потому что самое интересное было потом, в декабре (статья Бозон Хиггса должен быть «лёгким». http://science.compulenta.ru/650943/

График, построенный с учётом свежих данных CMS. По вертикальной оси откладывается отношение исключённого в опыте сечения рождения хиггсовского бозона к сечению, рассчитанному в рамках Стандартной модели. Экспериментальным данным соответствует сплошная чёрная кривая; в тех областях, где она находится ниже красной линии, существование бозона Хиггса исключается на уровне доверительной вероятности в 95%. На графике также обозначены интервалы масс, исследованные «Теватроном» и Большим электрон-позитронным коллайдером LEP. (Иллюстрация CMS Collaboration.)

Выяснилось, что ширина диапазона допустимых масс «частицы Бога» сократилась уже до ~10 ГэВ. Представитель CMS Гвидо Тонелли уверен, что «стандартный» хиггсовский бозон скрывается в области 115–127 ГэВ, поскольку «об этом свидетельствует небольшое превышение расчётного числа событий», отмеченное его коллаборацией. И далее: «Если детектор действительно обнаружил хиггсовский бозон с массой около 124 ГэВ, такое превышение легко объясняется». В общем, друзья, если бозон существует, то его, скорее всего, откроют в наступившем году. Не подведи, БАК!

11. Статья — Обнародованы данные о второй надписи майя, якобы упоминающей 2012 год.

Подготовлена по материалам Ассошиэйтед Пресс.

История, археология, палеонтология, Дмитрий Целиков, 25 ноября, 10613 (10215 уникальных), читатель был исключительно местный.

Табличка из Тортугеро.

Иллюстрация steveczajka.posterous.com.

Ну а здесь вопрос оказался излишним — мы все умрём 21 декабря 2012 года? Сама курьезность вопроса в том, что всем нам (или большей части) доподлинно известно, что все мы, увы, когда-нибудь умрем и покинем этот мир, как покинули его все жившие до нас. Кто раньше, кто позже. И не стоит нагнетать истерию по данному поводу, а жить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

10. Статья - Создан универсальный противовирусный препарат.

Подготовлена по материалам Массачусетского технологического института.

Биотехнологии и медицина, Кирилл Стасевич, 10 августа, 10885 (10574 уникальных), Dirty.Ru (в основном).

Действие препарата DRACO на клетки, заражённые риновирусом (левая панель) и вирусом лихорадки Денге (правая панель) (фото авторов работы).

Иллюстрация Digital Art / Corbis.

Крайнезаинтересованный вопрос — возможно ли создание универсального противовирусного лекарства?

Хороший вопрос. Бактериальные инфекции, как известно, эффективно бьются множеством антибиотиков, а вот вирусы, увы, своей панацеи не имеют. И тем удивительнее заявление, сделанное учёными из Массачусетского технологического института (США). Они утверждают, что разработали белковый противовирусный комплекс, который ликвидирует 15 видов вирусов — от гриппа до лихорадки Денге! Исследователи проверили своё снадобье на 11 типах животных и человеческих клеток и не обнаружили никаких побочных токсичных эффектов. В испытаниях на животных мышь, заражённая вирусом гриппа H1N1, полностью избавилась от инфекции. Называется снадобье DRACO. Надо бы запомнить...

9. Статья — Перед гибелью космонавт Владимир Комаров успел высказаться.

Подготовлена по материалам NPR.

История, археология, палеонтология, Дмитрий Целиков, 21 марта, 11160 (10213 уникальных), читатель был исключительно местный.

Гагарин и Комаров на охоте (здесь и ниже фото RIA Novosti / Photo Researchers Inc.).

Непростой, но очевидный вопрос читателей — мог ли Владимир Комаров выжить?

Увы, нет. Он был приговорён несовершенством, недоработанностью «Союза-1» и, конечно, больной КПСС-обстановкой. Так уж, к огромному сожалению, вышло. Ну а вопрос о том, материл ли Владимир Михайлович в последние минуты — вернее, во время последних сеансов связи — родину-мать и её вдохновителей из Политбюро, оставим без ответа. Хотя бы потому, что он совершенно непринципиален. Изыскания, связанные с гэбистом В. И. Русяевым продолжатся. Надеемся, что они в итоге обернутся полновесным «КЛ»-материалом...

8. Статья — Следы инопланетян на Луне: ищите и обрящете.

Подготовлена по материалам The Guardian.

Космос, Дмитрий Целиков, 26 декабря, 11332 (10904 уникальных), Google-новости (много читателей, но вовсе не все и даже не половина).

Вполне возможно, вы сумеете разглядеть на лунных карточках что-нибудь этакое. (Иллюстрация Firefly Productions / Corbis.)

Интересный вопрос читателей — были ли на Луне инопланетяне?

Если они есть — очень может быть. Именно поэтому некие Пол Дэвис и Роберт Вагнер из Университета Аризоны предлагают навалиться всем миром на огромное количество снимков нашего естественного спутника. То есть краудсорсинг нам поможет — во всяком случае сэкономить время. И тогда, кто знает, вдруг мы разглядим на паре фотографий какие-нибудь сообщения, вытоптанные в грунте красивым почерком, или брошенные научные приборы, или попросту алиеновский мусор? Как считаете? Кстати! Материал уже может похвалиться 139 толковыми комментариями (не совсем, правда, в тему), в которых солируют г-да Стен, Rey и Лёня, за что им спасибо.

7. Статья — Наука и жизнь: треть россиян знают, что Солнце — спутник Земли.

Подготовлена по материалам ВЦИОМ.

Курьезы, Фернандо де ла Куадро, 8 февраля, 11477 (10844 уникальных), Google-новости (сервис «Google-новости» дал этой зажигательной заметке примерно половину почитателей, остальные — местные).

Каждый третий современный эрэфиец живёт в докоперниковскую эпоху. (Иллюстрация Christophe Boisvieux / Corbis.)

Читателей, вероятно, интересовал любопытный вопрос — сколько россиян знают, что Солнце — спутник Земли? Как ни странно таких чудаков еще очень много. Может быть даже больше, чем было в 1913 году.

Странно, но информация даже не засекречена: целых 30 процентов. Воистину, российское образование — самое геоцентричное и церковно-приходское.

6. Статья — Британцы изобрели копеечное экологически чистое топливо на замену бензину.

Подготовлена по материалам Daily Mail.

Прикладные исследования, Андрей Величко, 28 января, 11724 (11118 уникальных), читатель был исключительно местный.

Глава Cella Energy Стивен Воллер и структура революционного топлива, разработанного его компанией. (Фото Cella Energy.)

Иллюстрация ImageZoo / Corbis.

Крик души читателей — когда же, чёрт дери, учёные придумают что-нибудь вместо автомобильного бензина?

Так уже, товарищи автомобилисты! Если, конечно, верить заявлениям британской компании Cella Energy. Но и не верить сложно: изобретатели работают в уважаемой Лаборатории Резерфорда — Эплтона. Короче, они будто бы создали экологически чистое топливо (раз), которое лет этак через 3–5 «будет доступно потребителю». Нюансы, конечно, не раскрываются, а в общем виде это выглядит так: топливо — результат нанотехнологического (ау, Чуби!) процесса, известного как «электропрядение», — когда под воздействием электричества из микроволокон получается тканеподобная структура... Да, и ведь дешёвая будет штука-то (два), меньше 10 руб./л. И двигатель не надо будет переделывать (три), и топливную систему. Чудеса?

5. Статья — Обнаружены алмазы из нижней мантии.

Подготовлена по материалам EurekAlert.

Естественные науки, Дмитрий Целиков, 16 сентября, 11794 (11468 уникальных), Google-новости (пришло большинство).

Фото Topic Photo Agency / Corbis.

Вечный вопрос — как бы разбогатеть? А может вам еще и ключи от квартиры, где деньги лежат? Кто ж вам расскажет.

А может и понятия не имеют, как и где. Зато теперь известно, что алмазы могут формироваться даже в нижней мантии Земли. Иначе говоря, углеродный цикл распространяется практически на всю планету, связывая химические и биологические процессы, проходящие на поверхности и в океанах, с внутренней частью Земли. В общем, можно начинать бурить, друзья, потому что, как заметил один читатель, «если этих алмазов там достаточно для промышленной разработки, никакие температуры не остановят». Сдаётся нам, именно такой ход мыслей и заставил большинство из вас пробежать эту (совсем не о том) заметку глазами. Так? (Ладно-ладно, это шутка.)

4. Статья — Датская любительская ракета всё-таки взлетела

Подготовлена по материалам Ассошиэйтед Пресс.

Космос, Фернандо де ла Куадро, 4 июня, 14641 (14263 уникальных), Google-новости (привели многих).

Триумф любителей (фото Bo Tornvig).

Одно из последних испытаний (видео от 30 декабря):

Любительский вопрос — как непрофессионалу поучаствовать в создании настоящей космической ракеты? Очень просто – стать профессианалом.

Или написать письмо Кристиану фон Бенгстону, датскому энтузиасту, 3 июня отправившему в полёт вполне себе годный для суборбитальных стартов носитель «Тихо Браге». Не забыв, понятно, изложить, что вы умеете, чем можете быть полезны и пр. Лишние руки нашему фону не помешают. Тем более что он сейчас в с?мом процессе: стендовые испытания идут полным ходом. Об этом вы, дорогой энтузиаст, можете почитать в журнале Wired, где Кристиан ведёт рубрику Rocket Shop. Удачи — вам, Кристиану и всем-всем-всем датским и прочим королёвым!

3. Статья — Подтверждено обнаружение сверхсветовых нейтрино.

Подготовлена по материалам Physicsworld.Com.

Физика, Дмитрий Сафин, 19 ноября, 15628 (14850 уникальных), Google-новости (привели чуть меньше половины читателей).

Схема подземной итальянской Национальной лаборатории Гран-Сассо

Расположение детектора OPERA (иллюстрация CERN).

Список участников коллаборации OPERA.

Внешний вид детектора (фото OPERA collaboration).

Вопрос обывателя-дилетанта — так что, нейтрино и впрямь движутся быстрее скорости света?

Да, как показывают эксперименты коллаборации OPERA, они способны на такое. Причём эти сенсационные данные многократно проверены. И всё-таки слишком многие сомневаются в надёжности этих результатов...

Элементарные частицы нейтрино бывают нескольких типов, причем свой тип они способны хаотично менять. В рамках эксперимента из CERN в подземную лабораторию Гран-Сассо (Италия, 732 километра от LHC) отправили пучок мюонных нейтрино. Результатом должно было стать количество пришедших частиц другого типа – тау-нейтрино.

Но выяснилось, что в результате пучок пришел на 60 миллиардных секунды раньше, чем ему было положено. Чем ему было позволено теорией относительности. То есть, если допустить верность этих данных, он… преодолел скорость света.

На невозможности превышения скорости света в построена вся физика XX и XXI века. Иными словами, вся физика вообще.

С вероятностью 99% причиной является ошибка в расчетах или технологии измерения. Ошибку эту, как выяснилось, ищут уже почти полгода…Сообщают на collidernews.

2. Статья — ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ И КАК ПОГИБ КОСМОНАВТ КОМАРОВ.

Павел Шубин, 12 мая, 19942 (18214 уникальных).

Владимир Михайлович Комаров

Замечательный исчерпывающий материал внештатного автора Компьюленты Павла Шубина вырос из этого «колёсного» быстротекста, который, что скрывать, был неточен в описании технических причин трагедии. Ну а Павел — как раз один из тех читателей, которые указали на ошибки. В общем, был читатель, стал писатель. Закрывает ли этот текст тему? Во многом — в том, что касается техники, — да. Ну а про идеологию с бытом, которые сделали возможной трагедию, ещё необходимо поговорить.

1. Статья — Стимуляция сосков вызывает активность в той же области мозга женщины, что и стимуляция гениталий.

Подготовлена по материалам LiveScience.

Нейробиология, Николай Третьяков, 5 августа, 30121 (29046 уникальных), блог г-на Экслера (привёл почти половину читателей, увлекающихся стимуляцией сосков и гениталий. Так держать, Алексей Борисыч и присные!).

Фото Hans Neleman / Corbis.

Локализация мозговой активности действительно во многом совпадает. (Изображение Wiley Publishing / Barry Komisaruk.)

И самый популярный вопрос — почему ей приятно и там, и тут, хотя, казалось бы, там — это там, а тут... ну что такое тут?

Простите, а почему это «тут» вам кажется хуже «там»? Странный вы какой-то. Человечество давно знает (из богатого личного опыта), что стимуляция сосков даёт возбуждение, сопоставимое с тем, которое обеспечивает, простите, трогание гениталий. Это, во-первых. А во-вторых, как недавно выяснили американские учёные, возбуждение сосков вызывает активность в той же области мозга женщины, что и стимуляция гениталий. Зона эта зовётся околоцентральной долькой, а воспаряет она при поглаживании сосков либо из-за выделения окситоцина, вызывающего сокращения матки, либо в силу прямой нервной связи.

На этом рейтинг самых посещаемых научных новостей 2011 года читателями Интернет-издания «Компьюлента» заканчивается.

Изданием приводится еще один интересный факт — самый читаемый материал известного англоязычного ресурса LiveScience, у которого пятимиллионная аудитория, имеет всего 22 тыс. посетителей. У «Компьюленты», для справки, сейчас около полумиллиона ежемесячных читателей...

Tags: , ,

Эта статья была опубликована: Воскресенье, января 8, 2012 в 10:03 в категории Рейтинг. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

One Response for "Самые посещаемые научные новости 2011 года читателями «Компьюленты»"

ionicalumma

Всем, доброго дня.

Узнал о Вашем форуме от знакомого, он сказал, что здесь хорошие люди.

Я профессиональный астролог и рад предложить вам любовный гороскоп, гороскоп по годам, гороскоп на неделю и т.п. исключительно в индивидуальном порядке. Может Вам или Вашей подруге, нужен действительно профессиональный и эксклюзивный астрологический прогноз?

Я делаю разные астрологические прогнозы. Особенно сейчас актуальны у девушек гороскоп совместимости. У Вас есть возможность взять консультацию напрямую от меня – это будет намного продуктивнее чем у других, и намного более качественно...

Я сам делаю монтаж своих астрологических прогнозов на видео, чтобы поддерживать свой знак качества, буду рад если уделите внимание.

Жду Вас у себя в гостях.

С большим почтением к вам и вашему форуму.

P.S. Уважаемый Администратор огромная просьба оставить что я написал или перенести в нужный раздел, если я ошибся топиком.

Уже настолько наелся этой монополизацией и глобализацией, гипермаркетами, что руки опускаются, где одни наживаются за счет других не в меру своих способностей и не дают возможности заработать тем, кто сам работает. Успехов вам и процветания! Спасибо!