Репатриация культурных ценностей

Автор: admin   
сентября 7,
2010

9 апреля 2010 года в Каире завершилась двухдневная конференция по репатриации культурных ценностей, организатором и вдохновителем которой явился 62-летний Захи Хавасс — глава Египетского совета по древностям и самый главный археолог в Египте. Несколько лет неутомимый Захи Хавасс ведет борьбу с переменным успехом за музейный передел.  Чтобы не чувствовать себя одиноким в этой неравной борьбе, он созвал эту конференцию, на которую откликнулись представители из 25 стран.  Не приехали представители от «главных ответчиков» Великобритании, Франции и Германии.  Хавасс пообещал созвать следующую подобную конференцию уже в 2011 году.

Египет и еще шесть стран-участниц — Гватемала, Нигерия, Сирия, Греция, Перу и Ливия представили списки предметов, которые требуют вернуть из собраний Европы и США.

Также глава Египетского совета по древностям Захи Хавасс заявил, что «испортит жизнь» музеям, которые отказываются принимать участие в репатриации культурных ценностей. К традиционному требованию Хавасса вернуть бюст Нефертити (Новый музей, Берлин) и Розеттский камень (Британский музей) прибавилась еще и статую Рамзеса II, хранящуюся в Египетском музее Турина.

Розеттский камень — найденная 15 июля 1799 г. капитаном французских войск в Египте Пьером-Франсуа Бушаром при сооружении форта Сен-Жюльен близ небольшого города Розетта (ныне Рашид), недалеко от Александрии, на западном рукаве дельты Нила гранитная плита с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами, в том числе двумя на древнеегипетском языке — начертанными древнеегипетскими иероглифами и египетским демотическим письмом, и одной на древнегреческом языке. Древнегреческий был хорошо известен лингвистам, и сопоставление трех текстов послужило отправной точкой для расшифровки египетских иероглифов. С 1802 г. Розеттский камень хранится в Британском музее.

Розеттский камень имеет высоту 114,4 см, ширину 72,3 см, и толщину 27,9 см. Он весит примерно 760 кг. Передняя поверхность полированная с вырезанными надписями на ней. Обратная сторона грубо обработана.

Текст камня представляет собой благодарственную надпись, которую в 196 г. до н. э. египетские жрецы адресовали Птолемею V Епифану, очередному монарху из династии Птолемеев. Начало текста: «Новому царю, получившему царство от отца»… В эллинистический период многие подобные документы в пределах греческой ойкумены распространялись в виде би- или трилингвистических текстов, что и сослужило впоследствии добрую службу лингвистам.

Камень является фрагментом большой стелы. При последующих поисках никаких дополнительных фрагментов не было найдено. Из-за повреждений ни один из трех текстов не является абсолютно полным. Греческий текст содержит 54 строки, из которых первые 27 сохранились в полном объеме, а остальные частично в связи с диагональным отколом в правом нижнем углу камня. Демотический текст сохранился лучше остальных: это 32 строки, из которых у 14 первых слегка повреждена правая сторона. Иероглифический текст пострадал больше всего. Сохранилось только последних 14 строк иероглифического текста, все они отколоты на правой стороне, 12 — на левой. Полная длина иероглифического текста и общий размер первоначальной стелы, фрагментом которой является розеттский камень, может быть оценена на основе сопоставления со стелами, которые сохранились. Из сравнений можно предположить, что дополнительные 14 или 15 строк иероглифических надписей, отсутствующих в верхнем части розеттского камня, составляли еще 30 сантиметров. В дополнение к надписи, вероятно, были сцена, изображающая царя, представленного богам, увенчанная крылатым диском. Первоначальная высота стелы была, вероятно, около 149 сантиметров.

Республика Перу заявила права на артефакты из Мачу-Пикчу, хранящиеся в Йельском университете (США) и богато украшенные ткани культуры Паракас, находящиеся в Музее мировых культур в Гетеборге. Греция потребовала возвращения из Британского музея Эльгинских мраморов — скульптур из Парфенона. Сирия требует некоторые экспонаты из Лувра и Эрмитажа, Нигерия — бронзовые скульптуры, оказавшиеся в частных коллекциях, Ливия — статую Аполлона из Лувра.

В 2009 году Хавасс пригрозил французским ученым запретом на работу в стране и вынудил Лувр согласиться вернуть в Египет фрески. Министерство культуры Франции официально признало, что фрески могли быть вывезены из Египта незаконно.

Недавно из США в Египет возвращен древний саркофаг, конфискованный на американской таможне в 2008 году. Деревянный гроб с яркой росписью принадлежал знатному египтянину периода 21-й династии фараонов (1070-945 года до нашей эры). Таможенники в аэропорту Майами изъяли саркофаг из партии груза, следовавшей из Испании, поскольку импортер документально подтвердить свои права на предмет древности не смог. В ходе расследования было установлено, что в Испанию саркофаг попал после того, как его украли в Египте 126 лет назад. 10 марта  Захи Хавасс лично в Вашингтоне принял саркофаг от американской стороны. Затем, выступая 13 марта в Каире, он заявил, что Египет также заберет еще ряд объектов, нелегально вывезенных в США и хранящихся сейчас в Нью-Йорке: деревянные саркофаги, керамику и различные предметы искусства.

17 февраля музей Гетти обжаловал решение итальянского суда, обязавшего его вернуть в Италию статую атлета из Фано, созданную великим древнегреческим скульптором Лисиппом. Музей Гетти – один из богатейших музеев мира, расположен в Лос-Анджелесе.

Музей намерен при необходимости отстаивать свои права на владение статуей в вышестоящих инстанциях. Статуя атлета из Фано, выполненная в натуральную величину, приписывается Лисиппу, одному из величайших древнегреческих скульпторов, творившему в IV веке до нашей эры. Она считается одним из самых ценных дошедших до нас произведений античности.

В таком виде статуя была найдена рыбаками


Бронзовая скульптура была обнаружена итальянскими рыбаками из города Фано в 1964 году в море на Адриатическом побережье Италии восточнее Фано возле Писаро, а в 1977 году куплена музеем за 3,95 миллиона долларов. Итальянская сторона считает, что она была незаконно вывезена из страны, в то время как музей Гетти отстаивает свое право на владение скульптурой, доказывая, что покупка была совершена легально, а значит, права на статую принадлежат ему.

В 2007 году музей согласился передать Италии 40 экспонатов, купленных в разное время кураторами через «серых» антикваров. В Риме покупку и вывоз в США этих, а также многих других экспонатов музея считали незаконной. Итальянские власти даже возбудили уголовные дела в отношении бывшего куратора музея Гетти Марион Тру и арт-дилера Роберта Хехта.

Использованы материалы

lenta.ru

lenta.ru

en.wikipedia.org

ru.wikipedia.org

apxeo.info

Tags: ,

Эта статья была опубликована: Вторник, сентября 7, 2010 в 13:43 в категории Археология, Политика. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha