Археологи нашли еще одно упоминание майя, касающееся  декабря 2012 года. В текстах майя, открытых в затерянном в джунглях городе, найдено второе упоминание даты «окончания времен». Исследователи обнаружили один из самых длинных иероглифических текстов на языке майя, которому насчитывается уже 13 веков. Иероглифы, высеченные на каменной лестнице в Ла-Корона (Гватемала) упоминают дату окончания времен («конца света»), которой по Григорианскому календарю соответствует 21 декабря 2012 года. Но никаких апокалиптических пророчеств это упоминание не содержит, считают ученые.  Недавняя находка археологов всего лишь  проясняет некоторые детали военно-политической истории погасшей цивилизации.

В тексте указывается на важность даты конца 13 бактуна. 1 бактун = 20 катунов = 144 000 дней (394 года 190 дней; 400 тунов). Таким образом, указывается на часть календарного цикла майя примерно в 5125 лет, начавшегося 11 августа 3114 г. до н. э. Тем не менее, никаких предсказаний об этой дате не делается.

О развалинах древнего города в Ла-Корона, небольшом затерянном в джунглях поселении, долгое время было известно только грабителям, торгующим реликвиями майя на черном рынке. Первые артефакты майя из неизвестного тогда города всплыли на международном рынке антиквариата еще в 1960-х годах. Несколько десятилетий тому назад город был изрядно разграблен мародерами, однако в нем сохранились образцы монументальной архитектуры древних жителей Центральной Америки. Археологам этот таинственный город был известен давно по многочисленным неидентифицированным артефактам майя, попадавшим в руки контрабандистов и торговцев древностями. Майянист Питер Мэтьюз, в то время аспирант Йельского университета, обозначил его как «город Q».

Эколог, изучавший пальмы-макао, случайно обнаружил Ла-Корону в 1996 году. Группа исследователей из Гарвардского Музея археологии и этнологии Пибоди исследовала памятник в том же году, и обнаружила изображения игроков в мяч, аналогичные изображениям «города Q». Хотя эта находка не убедила критиков, не согласных с отождествлением города Q с Ла-Короной, в 2005 г. Марселло Кануто, исследователь из Йельского университета, обнаружил в Ла-Короне панель с упоминанием двух правителей «города Q», вырубленную из той же каменоломни, что и артефакты «города Q», что окончательно убедило исследователей.

Теперь здесь работает гватемало-американская археологическая миссия в рамках регионального археологического проекта «Ла-Корона»(PRALC) министерства культуры Гватемалы. До настоящего времени раскопана только часть города.

Ла-Корона подверглась серьёзному разграблению, многие здания находятся в плохом состоянии. Археологи определили местонахождение главной площади и нескольких храмов. Название Ла-Корона было дано археологами в честь группы из пяти храмов, силуэт которых напоминает силуэт короны.

В начале 2012 года археологи производили раскопки дома майя, сильно пострадавшего много лет назад от мародеров, считая, что грабители могли упустить что-нибудь из виду или отбраковать за ненадобностью. И археологи не ошиблись — была найдена практически нетронутая ступень лестницы из 12 каменных блоков с изображениями и текстами и десяток камней с иероглифами. Соединив их с уже известными надписями, попавшими на черный рынок, исследователи получили текст из 264 иероглифов – один из самых больших памятников эпиграфики майя, обнаруженных к настоящему моменту, и самый большой из найденных в Гватемале. Расшифровкой лестничной надписи занимается известный специалист по эпиграфике майя Дэвид Стюарт из Техасского университета в Остине (США).

Большая часть этой надписи со вставками изображений вождей, принимающих подношения, танцующих и готовящихся к игре в мяч, посвящена описанию 200-летней политической и военной истории города майя, располагавшегося на месте Ла-Корона.

Однако самым интересным был текст из 56 иероглифов, вырезанных на лестнице. Описывался визит в Ла-Корона правителя Чикнааба (современное городище Калакмуль, Мексика, в 32 км севернее мексикано-гватемальской границы), который именовался Йукно’м Йич’аак К’а’к’. Согласно надписям, Ла-Корона и Чикнааба были союзниками.

Чикнаабе был столицей Канульского царства, одного из самых могущественных государств майя того времени. В период наибольшего расширения Чикнаабе его площадь составляла 30 квадратных километров, а население — до 60 тысяч человек.

Расцвет Канульского царства пришелся на правление Йукно’м Ч’еена II, предшественника Йукно’м Йич’аак К’а’к’. Правитель Чикнаабе вмешался в войну между Хасав Чан К’авиилем (правителем Тикаля, столицы Мутульского царства, враждебного к Канульскому царству) и Наранхо (зависимого от Канульского царства), начавшуюся в 693 г. и в августе 695 г. потерпел поражение.

Ранее считалось, что правитель Чикнааба либо погиб в 695 г., либо был захвачен в плен. Из обнаруженной надписи в Ла-Короне стало известно, что он остался жив и искал союзников для борьбы с Тикалем, посещая дружественные города.

Как следует из обнаруженной надписи, экс-правитель могущественного Чикнааба именовал себя «владыкой тринадцатого катуна», то есть властителем, время правления которого пришлось на окончание тринадцатого по счету катуна, календарного цикла майя, закончившегося в 692 году, за три года до бесславного поражения от Тикаля. Не смирившись с поражением и надеясь на будущий реванш, он убеждал потенциальных союзников, что срок его правления еще не вышел, Йукно’м Йич’аак К’а’к’ продлил его и на весь следующий календарный цикл – тринадцатый по счету бактун, который заканчивается в декабре 2012 года.

Однако у правителя Чикнааба ничего не вышло с реваншем. Системе союзов был нанесен существенный удар: число упоминаний Канульских владык в надписях из других городов резко сокращается, они утрачивают безраздельное господство.

Следующий правитель Чикнааба — Йукно’ Ток’ К’авииль — пытался сохранить и возобновить прежнюю систему военно-политических союзов, но в очередной войне с Мутулем между 733 и 736 гг. потерпел поражение и, вероятно, погиб. После этого система союзов с участием Канульского царства окончательно распалась; возможно, вследствие поражения в Чи’кнаабе даже сменилась правящая династия.

История Канульского государства после 736 г. неясна; его внешнеполитическая активность сходит на нет. Последний датированный памятник из этого города относится к 909 г.

Эти надписи не содержат никаких пророчеств о конце света, скорее всего там были увековечены тщеславие и политические амбиции поверженного властителя, униженного, но мечтающего вернуть былое могущество.

Найденный текст говорит о том, что во времена кризиса майя использовали календарь, чтобы пропагандировать стабильность, а не пугать друг друга концом света. Об этом своем открытии сообщили археологи на пресс-конференции в Гватемале.

В самой Гватемале потомки майя 21 декабря 2012 года планируют провести большой праздник. Они не хотят принимать апокалипсические идеи, популярные в настоящее время в западном мире и считают, что 21 декабря 2012 года это не конец, а начало новой эпохи. Это начало и собираются отпраздновать власти Гватемалы.

Знаменательная дата будет отмечаться с гуляньями, музыкой и банкетами. Целью грандиозной вечеринки будет напоминание всей планете, что именно здесь зародилась и существовала великая культура майя.

apxeo.info

Tags: , , ,

Эта статья была опубликована: Среда, июля 4, 2012 в 10:30 в категории Майя. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha