Техногенные катастрофы 1970 – 1989 гг

Автор: admin   
августа 2,
2013

19 января 1970 года — на строившейся на заводе “Красное Сормово” в Горьком (ныне Нижний Новгород) атомной подводной лодке К-329 произошел самозапуск и взрыв реактора.

Вслед за этим возник сильный пожар, который не удавалось потушить почти сутки. Погибли несколько человек, произошло переоблучение персонала, радиоактивное загрязнение завода, города и реки Волга.

12 апреля 1970 года – на дне Бискайского залива на глубине4680 метров в результате начавшегося 8 апреля пожара затонула советская атомная подводная лодка К-8. Погибли 52 члена экипажа.

1 февраля 1970 года, Аргентина, Буэнос-Айрес. Ж-д катастрофа. 236 погибших.

30 июня 1971 года — при возвращении на Землю экипажа первой в мире орбитальной космической станции «Салют» Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева на большой высоте произошла разгерметизация кабины космического корабля «Союз-11». Космонавты погибли от удушья. Причиной катастрофы стало преждевременное срабатывание из-за технологического дефекта клапана выравнивания давления внутри и вне корабля. Пилотируемые полеты в СССР были возобновлены спустя два года.

30 июля 1971 года – столкновение американского истребителя F-86 и пассажирского самолета “Боинг-727” в районе Мориока, Япония.

Известно, что в мирное время военные летчики частенько используют пассажирские самолеты для отработки навыков захода на цель. Те, кому приходилось это видеть, должны помнить это стремительное сближение двух машин, а потом резкий уход истребителя в сторону. По собственному опыту могу сказать, что ощущение не из приятных. Как правило, все заканчивается благополучно. Но в тот раз пилот американского истребителя F-86, заходивший на цель, роль которого невольно играл пассажирский “Боинг-727”, отвернуть не успел. Произошло столкновение. Погиб пилот боевой машины и 161 человек, находившийся на борту авиалайнера.

25 декабря 1971 года — сильный пожар возник в 22-ти двухэтажном отеле “Дай-Юн-Как” в Сеуле, Южная Корея. Огонь охватил все этажи, 40 человек разбились при попытке выпрыгнуть из горящего здания. Всего погибло 163 человека, получили травмы 64 человека. Отель был полностью выведен из строя. Причина обычная – несоблюдение правил противопожарной безопасности.

24 февраля 1972 года — во время боевого похода в Атлантическом океане на борту советской атомной подводной лодки К-19, шедшей в погруженном состоянии, начался сильный пожар. Лодка потеряла ход. На спасение подлодки прибыли советские военные корабли, которые отбуксировали ее в порт приписки. Во время борьбы с огнем погибли 29 моряков.

6 июня 1972 года. Родезия, угольные шахты Уонки, погибло 427 человек.

6 октября 1972 года, Мексика, Сантильо. Ж-д катастрофа. 208 погибших.

13 октября 1972 года — при заходе на посадку в Москве в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу и разбился пассажирский самолет Ил-62 восточногерманской авиакомпании “Интерфлюг”. Погибли 176 пассажиров и членов экипажа.

19 декабря 1972 года – в Оманском заливе столкнулись два нефтетанкера Sea Star и Horta Barbosa. В результате Sea Star затонул и было разлито 115000 тонн нефти. Погибло 12 членов экипажа Sea Star.

22 января 1973 года — во время совершения посадки в Кано, Нигерия, вспыхнул и полностью сгорел пассажирский самолет “Боинг-707”. Заживо сгорели 176 человек.

3 марта 1974 года — близ Парижа, Франция, во время набора высоты из-за технического дефекта встречным воздушным потоком была вырвана дверь грузового отсека турецкого пассажирского самолета DC-10. Машина потеряла управление и свалилась в штопор, из которого экипаж не смог ее вывести. Погибли 346 человек, находившиеся на борту.

1 июня 1974 года — в Фликсборо ( Великобритания ) взорвалось 50 тонн циклогексана на фабрике по производству капролактама, промежуточного продукта для нейлона. В результате погибло 28 человек.

7 июня 1975 года — в Малаккском проливе вблизи Сингапура разлилось 237 000 тонн нефти из танкера Showa Мару.

27 декабря 1975 года. Индия, шахта в Часнала, погибло 431 человек.

12 мая 1976 года — танкер Urquiola взорвался в заливе Ла-Корунья (Испания), 100 000 тонн нефти вылилось в море.

10 июля 1976 года в Италии, близ городов Севезо и Меда, на химическом заводе «Иклиза» произошел взрыв, в результате которого обширная территория была поражена гербицидами. В первые месяцы из-за последствий взрыва умерли 228 человек. Итальянское правительство приняло решение вырубить все деревья и снять верхний слой почвы с площади в150 га с целью ликвидации последствий этой катастрофы. Город Севезо был необитаем в течение 16 месяцев после трагедии. Причины этих катастроф выясняются до сих пор. Впрочем, если причина известна, последствия катастрофы не кажутся менее страшными.

27 марта 1977 года — крупнейшая в истории человечества авиационная катастрофа – на взлетно-посадочной полосе Тенерифе, Канарские о-ва, Испания, произошло столкновение двух пассажирских самолетов “Боинг-747”. Погибли 582 человека. Расследование причин этой трагедии показало, что она стала возможной из-за ошибки диспетчеров аэропорта, которые фактически свели две машины в одной точке в одно время.

1 января 1978 года, Махараштра, Индия. Боинг-747 разбился из-за ошибки пилота и отказа индикатора пространственного положения самолета. 213 погибших.

24 января 1978 года — вышедший из строя советский разведывательный спутник «Космос-954», оснащенный ядерной силовой установкой, упал на северные районы территории Канады. Происшедшая авария привела к незначительному радиоактивному заражению местности и грандиозному международному скандалу. Данный инцидент заставил СССР на несколько лет отказаться от запусков космических аппаратов с ядерными материалами на борту.

16 марта 1978 года — у берегов Бретани, близ мыса Финистер, из-за неполадок в рулевом управлении налетел на скалы и раскололся пополам американский танкер «Амоко Кадис» («Amoco Cadiz»), принадлежавший американской компании Амоко ойл. В этот момент на борту танкера находилось около 230 тысяч тонн иранской легкой и сырой арабской нефти и бункер-мазута С. В результате образовалось гигантское нефтяное пятно размером 2000 км?. Это была крупнейшая экологическая катастрофа в Европе, в результате которой погибли десятки тысяч рыб и птиц. Был нанесен невосполнимый ущерб Средиземному морю. Пострадало360 километров Атлантического побережья Франции.

11 июля 1978 года – взрыв грузовика с горючим около кемпинга в Лос-Альфакуес (Испания). 217 человек погибло.

20 августа 1978 года. Сгорел кинотеатр в Абадане, Иран. 422 человека погибли.

Апрель 1979 года — в Институте микробиологии и вирусологии в Свердловске (ныне Екатеринбург) произошёл выброс в атмосферу спор сибирской язвы. Согласно независимым источникам, был заражён регион в радиусе3 километров, и погибли несколько сот человек. Советское правительство отрицало факт катастрофы. Первые подробности о ней стали известны лишь в 1990-х годах. Это крупнейшая в мировой истории катастрофа, связанная с биологическим оружием.

28 марта 1979 года – одна из крупнейших аварий в истории ядерной энергетики США на АЭС Три-Майл-Айленд, расположенной в16 км к югу от Гаррисберга, столицы штата Пенсильвания, США. В результате сочетания технических неисправностей, нарушений ремонтных и эксплуатационных процедур и неправильных действий персонала аварийная ситуация развилась в очень тяжёлую, в итоге была серьёзно повреждена активная зона реактора включая часть топливных урановых стержней. Впоследствии выяснилось, что около 45% компонентов активной зоны — 62 тонны — расплавилось.

Согласно официальным данным в результате аварии никто не погиб и не получил серьёзного ущерба для здоровья. Попавшее в окружающую среду количество радиоактивных частиц было оценено как незначительное. Однако, из 125 строившихся в США на время аварии объектов атомной энергетики — 50 были законсервированы несмотря на высокую степень готовности некоторых из них.

25 мая 1979 года — сразу после взлета из международного аэропорта “О’Хара” Чикаго, шт. Иллинойс, США, потерпел катастрофу и разбился пассажирский самолет DC-10. Погибли 275 человек. Причина трагедии – ошибка пилотирования.

3 июня 1979 года – в Мексиканском заливе авария на нефтяной платформе «Иксток-1» привела к выбросу в море от 600 тыс. до 1 млн. тонн нефти. Мексиканский залив в течение нескольких лет был зоной экологического бедствия.

11 августа 1979 года – наводнение из-за прорыва плотины Morvi в Индии. Погибло от 2500 до 15 000 человек.

28 ноября 1979 года. ДС-10 столкнулся в полете с вулканом Эребус. Грубая ошибка пилотов, начавших снижение при отсутствии точной информации о местонахождении самолета. Погибло 257 туристов из Новой Зеландии.

27 марта 1980 года – нефтяная платформа Alexander Kielland перевернулась в Северном море, что вызвало смерть 123 человек, 89 были спасены.

22 апреля 1980 года. Гибель в результате столкновения филиппинского парома «Дон Хуан». Утонуло 313 человек.

19 августа 1980 года – катастрофа в аэропорту Эр-Рияда, Саудовская Аравия.

Проблемы на борту пассажирского аэробусе L-1011 «Тристар» саудовских авиалиний начались еще во время полета. Сначала вышла из строя система навигации, потом отключился один из двигателей, затем стала барахлить связь. Посадка в аэропорту Эр-Рияда была аварийной и закончилась катастрофой – самолет съехал с посадочной полосы, загорелся и взорвался. От отравления угарными газами и промедления с эвакуацией погиб 301 человек, находившийся на борту.

27 января 1981 года. Индонезийский пассажирский корабль «Тампонас 2» сгорел в Яванском море с 580 пассажирами.

6 июня 1981 года — крупная железнодорожная катастрофа произошла в индийском штате Бихар. Столкнулись два переполненных пассажирами поезда. Сошли с рельс десятки вагонов, похоронив под своими обломками почти всех, кто в них находился. По самым скромным подсчетам жертвами катастрофы стали не менее 500 человек.

Железнодорожные катастрофы в Индии происходят с завидной регулярностью – 10-20 ежегодно. Количество жертв часто составляет несколько десятков человек. До Бихарской катастрофы все эти аварии, к счастью, не дотягивают, но в сумме число жертв намного превышает события 1981 года.

5 августа 1983 года – в Южной Африке сгорел танкер Castillo de Beilver с грузом в 100 000 тонн нефти.

1 сентября 1983 года — над Сахалином сбит нарушивший воздушное пространство СССР Боинг-747, погибло 269 человек.

23 октября 1983 года. Казармы морских пехотинцев в Бейруте, Ливан. Более 241 погибших.

24 февраля 1984 года — пожар на нефтепроводе в Кубатао (Бразилия). 508 человек погибло.

31 августа 1984 года — вблизи Новороссийска после столкновения с сухогрузом «Петр Васев» затонул пассажирский пароход «Адмирал Нахимов». На его борту находилось 1234 человека. Спасти удалось 836 человек.

19 ноября 1984 года. Мексика. Взрыв на газохранилище, погибло от 334 до 500 человек, общее число пострадавших не установлено. Около 2000 раненых и 1200 пропавших без вести.

3 декабря 1984 года на химическом заводе американской компании «Юнион Карбайд корпорейшн» в Бхопале, столице штата Мадхья-Прадеш (Индия), произошел взрыв, в результате которого в атмосферу было выброшено более 40 тонн токсичных газов — фосгена и метилизоцианата. В первые три дня погибли более 8 тысяч человек, более 200 тысяч получили отравления разной степени тяжести, которые впоследствии унесли еще 20 тысяч жизней. Всего пострадали от аварии свыше полумиллиона человек. Причиной этой крупнейшей в мире аварии стал человеческий фактор: низкий уровень контроля за состоянием танков с реагентами и прочие нарушения правил техники безопасности, некомпетентность и даже халатность руководства завода и инженерно-технического персонала, а также использование устаревшего оборудования.

13 января 1985 года. Эфиопия. Ж-д катастрофа. 392 погибших.

10 июля 1985 года, Учкудук, Узбекистан. Ту-154 свалился в перевернутый штопор и разбился из-за грубой ошибки пилота. 200 человек погибли.

22 июля 1985 года, Ирландия. Взрыв Боинга-747, 329 погибших.

10 августа 1985 года – радиационная авария на АПЛ К-431 проекта 675, находившейся у пирса № 2 судоремонтного завода ВМФ в бухте Чажма (посёлок Шкотово-22). Авария произошла во время перезарядки активных зон реакторов. Работы проводились с нарушениями требований ядерной безопасности и технологии: использовались нештатные подъёмные приспособления. Реактор правого борта был перезаряжен нормально.

При подъёме (т. н. «подрыве») крышки реактора из реактора поднялась компенсирующая решётка и поглотители. В этот момент на скорости, превышающей разрешённую в бухте, мимо прошёл торпедный катер. Поднятая им волна привела к тому, что плавучий кран, удерживавший крышку, поднял её ещё выше, и реактор вышел на пусковой режим, что вызвало тепловой взрыв. Мгновенно погибли 11 (по другим сообщениям — 10) офицеров, осуществлявших операцию. Тела погибших были уничтожены взрывом.

В центре взрыва уровень радиации, определенный впоследствии по уцелевшему золотому кольцу одного из погибших офицеров, составлял 90000 рентген в час. На подводной лодке начался пожар, который сопровождался мощными выбросами радиоактивной пыли и пара.

По мнению эксперта Алексея Митюнина, вся активная зона реактора в итоге была выброшена за пределы лодки. Очевидцы, которые тушили пожар, рассказывали о больших языках пламени и клубах бурого дыма, который вырывался из технологического отверстия в корпусе лодки. Крышка реактора весом в несколько тонн была отброшена на сотню метров.

Тушением занимались неподготовленные сотрудники — работники судоремонтного предприятия и экипажи соседних лодок. При этом у них не было ни спецодежды, ни спецтехники. Тушение пожара заняло около двух с половиной часов.

Известно, что всего в результате аварии пострадали 290 человек. Из них десять погибли в момент аварии, у десяти зафиксирована острая лучевая болезнь, у тридцати девяти — лучевая реакция.

12 августа 1985 года — в сложных метеоусловиях пассажирский самолет “Боинг-747” японской авиакомпании “Джал” врезался в гору Огура вследствие некачественного ремонта хвостовой гермоперегородки. Погибли 520 человек.

12 декабря 1985 года — в Гандере, Канада, разбился на взлете чартерный ДС-8. Погибло 256 человек.

28 января 1986 года — через 73 секунды после старта над водами Атлантического океана взорвался американский космический корабль многоразового использования «Чэлленджер». Огромный топливный блок взорвался из-за дефектов в конструкции кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя, корабль разгерметизировался, и все 7 членов его экипажа погибли от удушья в течение нескольких секунд. Полеты американских “шаттлов” были прерваны на два с половиной года.

26 апреля 1986 года в 1 час 23 минуты на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв ядерного реактора. Выход радиоактивных материалов был огромным и мог сравниться с последствиями взрыва 500 атомных бомб, сброшенных на Хиросиму в 1945 году. Радиоактивными нуклидами было загрязнено более чем 145 тысяч км2 территории бывшего СССР с населением более 6 миллионов человек. От последствий облучения к настоящему времени скончались более 300 тысяч.

31 августа 1986 года — близ Новороссийска в результате нарушения правил судовождения на рейде порта Новороссийск произошло столкновение сухогруза “Петр Васев” и теплохода “Адмирал Нахимов”. В результате катастрофы пассажирское судно затонуло. Более 400 человек погибли. Среди них оказались и несколько спасателей, пытавшихся помочь терпящим бедствие людям.

6 октября 1986 года — советская атомная подводная лодка К-219 с 15 ядерными ракетами на борту затонула в Карибском море на глубине около5000 метров вблизи Бермудских островов. Погибли четверо моряков. Причиной гибели субмарины стал взрыв ракетного топлива и последовавшего за этим пожара. Экипаж более двух суток вел борьбу за живучесть судна, но после возникновения угрозы самопроизвольного запуска ракет в направлении побережья США было принято решение о затоплении судна. Члены экипажа были спасены подошедшими в район аварии судами ВМФ СССР.

1 ноября 1986 года — в результате пожара на складе фармацевтической компании «Сандоз» в Базеле, Швейцария, произошёл выброс 1 тысячи тонн химических веществ в Рейн. Погибли миллионы рыб, была заражена питьевая вода.

20 декабря 1987 года — в сильном тумане в проливе Таблас, Филиппины, произошло столкновение филиппинского парома «Дона Паз» и танкера «Виктор». Несмотря на то, что спасательные работы были начаты практически сразу, немногих пассажиров парома удалось спасти. Число жертв — более 4000 человек, причем точное число погибших осталось неизвестным.

3 июня 1988 года, Персидский залив. Иранский аэробус А-300 сбит зенитным огнем корабля США «Винсент», погибло 290 человек.

4 июня 1988 года — взрыв в Арзамасе.

Утром 4 июня в половине десятого утра на подъезде к станции Арзамас-1 взорвались три вагона со взрывчаткой. Силой взрыва огромный 100-тонный локомотив подняло в воздух как спичку и отбросило на300 метроввперёд. На километр вокруг был кромешный ад. В панике бегали люди, кричали, звали на помощь. А вокруг разрушенные дома, пожары, раненые, убитые.

В результате взрыва по официальным данным погиб 91 человек, 800 были ранены. 1000 домов получило повреждения, 44 дома было разрушено.

Причиной катастрофы по всей вероятности стало невероятное разгильдяйство при погрузке взрывчатки в вагоны: бумажные 50-килограммовые пакеты с гексогеном были уложены прямо между огромных торчащих гвоздей, которые во время пути распороли мешки, гексоген высыпался на пол и попал между движущимися частями вагона, где дал искру.

Счастливой случайностью было то, что поезд не успел доехать одного километра до крупной нефтебазы, где хранилось 5 тысяч тонн нефтепродуктов и несколько цистерн со сжиженным газом. И чуть дальше впереди злосчастный поезд поджидала ещё одна страшная вещь — через 3 минуты на вокзал должен был прибыть состав, перевозивший атомный заряд для Арзамаса-16 (ныне Саров). Взорвись вагоны рядом с одним из этих объектов и от города ничего бы не осталось!

Во время спасательной операции пронеслась страшная весть, что вот-вот случится ещё один взрыв — в злополучном составе стоит цистерна со сжиженным газом, к которой пожар подобрался совсем близко. У спасателей не было тяжёлой техники. Они отцепили цистерну и толкали её голыми руками. Им удалось избежать новых жертв.

Пострадавших было так много, что они не помещались в больнице, и их укладывали на газоны на площади перед больницей. В тот день на работу вышли все врачи города Арзамаса. Их никто специально не звал. Они узнали, что случилась беда, и сами поспешили на помощь.

6 июля 1988 года — утечка газа и последовавший за этим взрыв на нефтяной платформе Piper-Alpha в Северном море. 167 погибших и 62 пострадавших. Эта авария оказала серьезное воздействие на нефтяную промышленность.

6 августа 1988 года — опрокидывание индийского речного парома приводит к гибели 400 человек.

21 декабря 1988 года, Локерби, Шотландия. Авария Боинга-747, 270 погибших.

24 марта 1989 года — огромный 300-метровый танкер «Экссон Валдиз» («Exxon Valdez») сел на мель у берегов Аляски. Авария была вызвана неполадками в рулевом механизме. В результате в океан вылилось практически 240 тысяч баррелей нефти. Нефтяное пятно простиралось на 2600 квадратных миль морской акватории, погибли тысячи птиц и морских животных.

7 апреля 1989 года — советская атомная подводная лодка “Комсомолец” затонула у берегов Норвегии в Норвежском море. Погибли 42 члена экипажа. Причиной гибели подлодки стал начавшийся на борту пожар при нахождении судна под водой. Не смогло изменить ситуацию и экстренное всплытие лодки. Вполне возможно, что жертв было бы меньше, если советские моряки приняли помощь норвежских ВМС.

3 июня 1989 года — в результате утечки газа из продуктопровода, проходившего рядом с железнодорожным полотном на участке Аша – Уфа в Башкирии, произошел мощный взрыв и пожар. В зоне поражения оказались два пассажирских поезда, следовавшие по маршрутам Новосибирск – Адлер и Адлер – Новосибирск. Погибли 573 человека, 623 получили телесные повреждения.

3 сентября 1989 года — вследствие технических неисправностей на борту близ Гаваны, Куба, потерпел катастрофу и разбился кубинский пассажирский самолет Ил-62. Погибли 214 человек.

Tags: ,

Эта статья была опубликована: Пятница, августа 2, 2013 в 13:06 в категории Катастрофы. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha