Техногенные катастрофы 1950 – 1969 гг

Автор: admin   
июля 25,
2013

Химкомбинат Маяк

26 января 1950 года – авария на руднике Saint-?loy-les-Mines3 в Пюи-де-Дом, повлекшая пятьдесят жертв.

 Смог в Лондоне

Декабрь 1952 года. Великобритания. 12 000 человек погибли от отравления во время сильного смога. Через 10 лет воздух над столицей Англии стал значительно чище, и во время смога 1962 года погибло только 137 человек.

Тоя Мару

1 февраля 1953 года. Более 50 дамб в Голландии, простоявших свыше 4 веков, были одновременно разрушены длительным штормом. В течение нескольких часов утонуло 1835 человек.

3 мая 1953 года — во время сильной бури в Калькутте, Индия, разбился первый в мире реактивный лайнер «Комета-1 G-ALYV». Из 43 человек, находившихся на борту, не спасся никто.

26 сентября 1954 года – в проливе Цугару, Япония, затонул паром “Тоя Мару”.

Для государств, территория которых состоит из множества островов (Япония, Индонезия, Филиппины) одним из основных транспортных средств давно стали морские паромы. На них ездят на работу, в гости, за покупками. Как правило, желающих отправиться в поездку, оказывается гораздо больше, чем вмещает судно. Так же было и на японском пароме “Тоя Мару”, который отправился в свой обычный рейс. Неопытность моряков привела к тому, что судно наскочило на скалу, получило пробоину и быстро затонуло. Вместе с “Тоя Мару” на дно ушли 1172 пассажира.

3 апреля 1955 года — столкнулись близ мексиканского города Гвадалахара, Мексика, два переполненных пассажирами поезда. Как этот часто бывает, по недосмотру железнодорожных служащих оба состава были пущены по одной колее друг навстречу друга. Машинисты поездов, когда поняли, что должно случиться, попытались затормозить, но было уже поздно. В результате катастрофы погибли более 300 человек.

8 августа 1956 года — пожар на шахте Bois du Cazier в Марсинели вблизи Шарлеруа (Бельгия), повлек гибель 262 человек.

17 августа 1956 года – в результате взрыва динамита в Кали, Колумбия, погибло более 1100 человек. На территории Колумбии находятся множество месторождений полезных ископаемых. Уголь и руду добывают не только в шахтах, но и открытым способом. При разработке карьеров регулярно используют динамит, разрыхляющий породу. После этого руду остается только погрузить на самосвалы и перевезти на перерабатывающие заводы. Доставка динамита осуществляется на грузовиках, каждый из которых может перевести несколько тонн взрывоопасного груза. В те годы грузовики часто собирались в колонны, чтобы избежать нападения всякого рода экстремистов и мародеров.

В тот августовский день 1956 года колонна грузовиков насчитывала несколько десятков машин, которые натужно урча на рассвете втянулись на улицы города Кали. В этот момент и раздался взрыв. Точнее два взрыва. Сначала взорвалась взрывчатка на одном из грузовиков, а потом сдетонировал динамит на остальных машинах. Словно огненный смерч пронесся по Кали. Что стало причиной этих событий, неизвестно. Все те, кто мог хотя бы что-нибудь рассказать, ушли в мир иной. Число жертв этой трагедии оценивается в 1100 человек, хотя не исключено, что их в несколько раз больше.

После трагедии в Кали колумбийские власти запретили перевозить динамит по улицам городов. Да и собираться в колонны нескольким машинам не рекомендовали.

14 июля 1957 года. Советский корабль «Ашгабат» сел на мель в Каспийском море. 270 погибших.

29 сентября 1957 года, Пакистан, Монтогомери. Ж-д катастрофа. 250 погибших.

29 сентября 1957 года — взрыв в ёмкости для хранения жидких высокорадиоактивных отходов объемом 300 м3, содержавшей около 80 м3 высокорадиоактивных ядерных отходов. Авария произошла на уральском радиохимическом комбинате «Маяк» в Челябинской области.

Химкомбинат «Маяк», располагался в закрытом городе «Челябинск-40». С 1954 года город назывался Озёрск, но его название в советское время употреблялось только в секретной переписке, поэтому авария и получила название «кыштымской» по ближайшему к Озёрску городу Кыштым, который был обозначен на картах.

Тысячи квадратных километров в Челябинской, Свердловской и Тюменской областях подверглись радиоактивному заражению в результате взрыва емкости с радиоактивными отходами на химическом комбинате “Маяк” – крупнейшем в СССР производителе оружейного плутония. Причиной катастрофы стал неисправный датчик, вследствие чего вовремя не была включена система вентиляции. В какой-то момент скопившийся над хранилищем гремучий газ взорвался, подняв в воздух 80 тонн радиоактивной смеси. Длина следа этого облака достигала350 километров, ширина –50 километров. Облучению подверглись 124 тысячи человек, многие из которых затем скончались. Снова вступить в строй “Маяк” смог только через 1,5 года.

Подробности происшедшего неизвестны до сих пор. То, что в последние годы появилось в средствах массовой информации, лишь малая часть того, что надо рассказать об этой аварии.

2 декабря 1959 года – обрушение плотины Мальпассе в7 км от города Фрежюс (департамент Вар, Франция). Прорыв создает волну высотой40 м, двигающуюся со скоростью70 км/ч. В течение нескольких минут полностью уничтожены 2 маленькие деревни — Мальпассе и Бозон, а также стройплощадка автодороги А8. По словам выживших свидетелей, в момент аварии со стороны плотины раздался сильный треск, затем во всех домах ударной волной воздуха были выбиты двери и окна (что свидетельствует о мгновенном разрушении тела плотины — огромная стена воды сработала как поршень, двигаясь в узком каньоне, сжав воздух впереди себя).

Волна, стерев по пути массу небольших автодорог и железнодорожных путей и будучи уже высотой «всего»3 м, доходит до Фрежюса (почти10 кмот плотины), затопляя всю его западную половину, где, наконец, уходит в море.

Официальные итоги катастрофы: по состоянию на 15 января 1960 года числятся погибшими и/или пропавшими без вести 423 человека, среди которых 135 детей.

951 здание повреждено, из них 155 были полностью разрушены, и полностью опустошены1030 гасельскохозяйственных угодий. Материальный урон составил $68 млн.

14 июля 1960 года. Гватемала. Пожар в клинике для душевнобольных, сгорело 225 человек.

24 октября 1960 года — на полигоне Тюра-Там (ныне космодром Байконур) на последнем этапе подготовки к первому испытательному пуску взорвалась межконтинентальная ракета Р-16. Причиной трагедии стало преждевременное прохождение команды на запуск двигателя второй ступени. Это выводы, сделанные правительственной комиссией во главе с Леонидом Брежневым. Хотя основной причиной все-таки следуют признать нарушение правил техники безопасности и обыкновенный пофигизм.

В огне погибли не менее 74 человек, 53 — ранены. Многие позже скончались от ожогов и травм. Среди жертв катастрофы оказались главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения СССР маршал артиллерии Митрофан Неделин, многие конструкторы ракетной техники, военные.

Тюра-тамская трагедия стала крупнейшей катастрофой в истории советской и мировой ракетной техники. Она не только отодвинула сроки создания боевой ракеты Р-16, но и косвенно повлияла на сроки первого полета человека в космос – вместо декабря 1960 года он был осуществлен только 12 апреля 1961 года.

8 июля 1961 года — португальский корабль «Савве» сел на мель у берегов Мозамбика. Погибло 259 человек.

17 декабря 1961 года. Бразилия, Нитерой. При пожаре в цирке погибло 323 человека.

11 января 1962 года – авария на борту советской дизельной подводной лодки Б-37 в поселке Полярный, Мурманская область.

На борту советской дизельной подводной лодки Б-37, готовившейся к выходу на боевое патрулирование, произошел взрыв торпеды, после чего сдетонировал весь боезапас. На борту начался пожар, в результате которого погибли почти весь экипаж судна. Были повреждены стоявшие неподалеку подлодки Б-38, Б-53, С-53, С-350 и С-351, на которых также имелись жертвы, а также постройки на берегу. Всего в результате катастрофы погибли 122 человека.

Истинные причины аварии установить не удалось. Правительственная комиссия сочла наиболее вероятными две из них: случайный выстрел при разряжении оружия сменившимся вахтенным или проведение с торпедой нерегламентированных ремонтных работ с использованием открытого огня.

7 февраля 1962 года, ФРГ, Фольклинген. Взрыв на шахте «Луизенталь» привел к гибели 298 горняков.

10 апреля 1963 года — во время проведения испытаний на глубине2600 метров в Атлантическом океане затонула американская атомная подводная лодка “Трешер”. Причины ее гибели выяснить так и не удалось. Полагают, что всему виной был дефект в конструкции судна. Для 123 моряков “Трешера” стальной корпус субмарины стал вечной могилой.

9 октября 1963 года – в чашу водохранилища Вайонт (провинция Беллуно, Италия) за 45 с обрушился оползень — огромный горный массив длиной2 км, площадью 2 км? и объёмом около 0,2—0,3 км?, который до этого находился в состоянии незначительной подвижности. Чаша водохранилища оказалась заполненной горной породой до высоты175 м над уровнем воды. Оползень вызвал перелив воды через гребень плотины объёмом более 50 млн м? слоем 150—250 м (по разным источникам). Водяной вал, прошедший со скоростью 8—12 м/с по нижележащим территориям, имел высоту до90 м. Было разрушено несколько сёл и деревень, погибли их жители. С момента возникновения оползня до полного разрушения объектов в нижнем бьефе прошло всего 7 минут. В результате катастрофы более 2 тыс. человек погибли.

21 апреля 1964 года — попытка запуска американского навигационного спутника “Транзит-5BN-3” закончилась неудачей – неполадки в системе управления отклонили ракету-носитель “Тор-Аблестар” от заданного курса и она была взорвана над Тихим океаном. Находившиеся на борту 1,2 килограмма плутония-238 попали в земную атмосферу и вызвали рост естественного радиоактивного фона всей планете на 4 %. Последствия аварии ощущаются до сих пор. И хотя прямых жертв в тот раз удалось избежать, кто знает, сколько человек умерли преждевременно от невидимой человеческому глазу радиоации от обломков “Транзита”

2 февраля 1965 года — взрыв газа в полости № 7 около Па-де-Кале повлек гибель 21 человека.

28 мая 1965 года. Индия. Угольная разработка «Джарбад». 375 погибших.

1 июня 1965 года. Япония, Фукуока. Угольный рудник «Ямано». 236 погибших.

4 января 1966 года – взрыв на нефтеперерабатывающем заводе в Фейзене, недалеко от Лиона (Франция). В результате утечки пропана газ распространился за пределы завода. Огонь был вызван контактом газа с транспортными средствами на соседней дороге. Погибли 18 человек, в том числе 11 пожарных, и сотни были ранены.

17 января 1966 года — на высоте9300 метров близ побережья Испании в результате ошибки пилотирования произошло столкновение американского стратегического бомбардировщика В-52 с четырьмя термоядерными бомбами на борту и самолета-заправщика КС-135. Три бомбы упали на землю, вызвав плутониевое загрязнение, четвертая упала в море, ее поиски продолжались два месяца. Погибли все, кто находился на борту В-52 и КС-135.

21 октября 1966 года. Эберфан, Уэльс, Великобритания. Обвал террикона угольного шлака вызвал рукотворный оползень, под которым оказались погребены 145 человек, из них 111 детей, находившихся в уничтоженной оползнем школе.

27 января 1967 года — во время проведения тренировки экипажа космического корабля “Аполлон-1” на мысе Канаверал, шт. Флорида, США, из-за короткого замыкания возник пожар в перенасыщенной кислородом атмосфере кабины корабля. Поднятые по тревоге пожарные расчеты через четыре минуты вскрыли люк корабля, но спасти космонавтов не успели. Все, что осталось от Вирджила Гриссома, Эдварда Уайта и Роджера Чаффи – это три горстки пепла.

Пожар на мысе Канаверал заставил на 1,5 года задержать реализацию программы полета человека к Луне, но не заставил конструкторов изменить состав атмосферы и сделать ее не столь пожароопасной. Все “Аполлоны” летали к Луне “на грани фола”. На обычный воздух американцы перешли только тогда, когда были сконструированы корабли многоразового использования.

24 апреля 1967 года — при возвращении на Землю в районе г. Орск, СССР, разбился космический корабль «Союз-1». Причиной трагедии стал невыход из контейнера основного парашюта, что не позволило замедлить скорость снижения корабля? и он со скоростью курьерского поезда врезался в земную твердь. Находившийся на борту летчик-космонавт СССР Владимир Комаров погиб. Происшедшая катастрофа задержала программу пилотируемых полетов в СССР на 1,5 года.

18 марта 1967 года – в результате аварии из нефтяного танкера Torrey Canyon вытекает 123 000 тонн нефти, что привело к загрязнению180 км береговой линии английских и французских берегов.

22 мая 1967 года — крупный пожар охватил здание универмага “Инновасьон” в Брюсселе, Бельгия. Наличие большого количества горючих материалов (одежда, химикаты, изделия из полимеров) привело к тому, что огонь мгновенно охватил все этажи. Характерная для подобного рода происшествий паника, охватившая находившихся внутри людей, лишь усугубила трагедию. Погибли 350 человек, сотни людей получили ожоги, ранения и отравления угарным газом.

21 января 1968 года стратегический бомбардировщик «В-52», на борту которого находились 4 водородные бомбы, был вынужден совершить посадку на аэродроме военной базы ВВС США на северо-западном побережье Гренландии. Попытка посадить самолет оказалась неудачной: бомбардировщик упал и, пробив двухметровый слой льда, затонул в заливе Северная Звезда. От удара бомбы раскололись, и содержащиеся в них радиоактивные вещества попали в воду. 18 человек погибли сразу же после аварии, 500 были облучены. Информация об этой катастрофе содержалась в секрете до 1970 года. На сегодняшний день удалось отыскать остатки только трех водородных бомб. От четвертой поисковая экспедиция нашла только парашют.

8 марта 1968 года – в Тихом океане затонула советская дизельная подводная лодка К-129 с ядерным оружием на борту. Погибли 97 человек. Вероятнее всего, причиной гибели подлодки стало столкновение с американской ядерной субмариной. Хотя эта версия не бесспорна. В 1974 году американская разведка осуществила уникальную операцию по подъему советской лодки с 5-километровой глубины.

21 мая 1968 года – в Атлантическом океане в районе Азорских островов на глубине3600 метров с двумя ядерными торпедами на борту затонула американская атомная подводная лодка «Скорпион». Погибли 99 членов экипажа.

28 января 1969 года — из нефтяной платформы (канал Санта-Барбара, шт. Калифорния, США) произошёл выброс нефти.

За 11 дней в море вылилось около миллиона литров нефти, нанеся огромный урон окружающей среде. Платформа продолжала протекать в течение нескольких лет.

23 июня 1969 года — загрязнение Рейна вблизи Бингена (Германия) 500 литрами инсектицида эндосульфана. Река загрязнена на протяженности более чем600 км, в результате чего рыбы погибло более 20 миллионов.

Tags:

Эта статья была опубликована: Четверг, июля 25, 2013 в 11:14 в категории Катастрофы. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha