Техногенные катастрофы 1900 – 1949 гг

Автор: admin   
июля 15,
2013

30 декабря 1903 года — во время спектакля в театре “Ирокез” в Чикаго, шт. Иллинойс, США, из-за случайно оброненной сигары начался пожар, который быстро охватил большую часть здания. Появление огня вызвало панику среди зрителей, заполнявших зал. Обезумевшая толпа, спасаясь от огненной стихии, бросилась к выходам из театра, некоторые из которых оказались заперты. Вызванные на место происшествия пожарные прибыли лишь тогда, когда начали рушиться перекрытия. В огне и возникшей давке погибли 602 человека. В основном это были женщины и дети, которые оказались буквально растоптаны толпой.

Происшедший инцидент стал крупнейшим несчастным случаем в истории американского театра и заставил владельцев развлекательных учреждений подходить к проблемам противопожарной безопасности с большим вниманием, чем это было до того момента. К сожалению, полностью избежать повторения масштабных трагедий не удается до сих пор, несмотря на все предпринимаемые меры.

15 июня 1904 года – в результате пожара на прогулочном пароходе “Генерал Слокум” на реке Ист-Ривер, шт. Нью-Йорк, США, в огне и воде погибли 1030 человек.

Река не море, и шансов спастись у тех, кто оказывается на борту гибнущего речного судна гораздо больше, чем пассажиров морского лайнера. Но часто эти шансы оказываются призрачными. Случай с прогулочным пароходом “Генерал Слокум” из их числа.

Рядовая речная прогулка, на которую многие отправились с детьми, окончилась трагедией. Матросы так “раскочегарили” паровой двигатель судна, что от раскаленного корпуса топки занялась деревянная обшивка, а вслед за этим огонь охватил весь корабль. Пламя распространялось столь быстро, а спасательных средств было так мало, что многие попытались добраться до берега вплавь, хотя плавать умели далеко не все. Вода одного за другим поглощала пассажиров “Генерала Слокума”.

10 марта 1906 года – на руднике “Курьерс”, Франция, в результате взрыва метана погибли 1060 человек.

Когда горняки ведут добычу горной породы, они вскрывают “земные поры”, сквозь которые в шахты и штреки просачивается горючий газ. Для взрыва достаточно малейшей искры. Обезопасить рабочих можно лишь создав мощную систему вентиляции. Но иногда она выходит из строя и тогда остается надеяться только на Бога.

В тот день на французском руднике «Курьерс» удача отвернулся от горняков. Сильнейший взрыв метана полностью разрушил все сооружения. Все, кто находился под землей, а таких было 1099 человек, погибли. С того времени запрещены лампы с открытым огнем.

15 марта 1907 года — взрыв рудничного газа стал причиной смерти 83-х человек на шахте Vuillemin в Petite-Rosselle . Другие аварии произошли 10 января 1948 года (24 погибших) и 21 ноября 1958 года (12 погибших). В 1929 году катастрофа произошла также на шахте Saint Charles (25 погибших).

14-15 апреля 1912 года – в Северной Атлантике затонул “Титаник”.

Гибель “Титаника” уже давно стало хрестоматийным событием. Об одной из крупнейших в мировой истории морских катастроф написаны сотни книг, сняты десятки фильмов. Но она до сих пор привлекает к себе внимание.

При создании “Титаника” были использованы самые последние достижения судостроения. Его считали непотопляемым судном, которому не страшны никакие ветры и шторма. Но беда пришла оттуда, откуда ее не ждали. В северных широтах судно наскочило на айсберг, который пробил днище “Титаника”. Капитан и команда не стразу оценили степень опасности, поэтому прошло немало времени, прежде чем началась эвакуация людей. Шлюпок не хватало, поэтому многие пассажиры второго и третьего классов оказались изначально обречены на гибель. Когда судно ушло под воду, сотни людей оказались в ледяной купели. Через сутки к месту гибели “Титаника” приблизились спасательные суда, но им пришлось заниматься, в основном, подъемом тел погибших. Всего жертвами катастрофы “Титаника” стали 1503 человека.

3 сентября 1912 года — взрыв рудничного газа в полости Кларенс в Divion горнорудной компании Кларенс (Франция) стал причиной 79 смертей.

14 октября 1913 года – погибли 439 горняков каменноугольной копи в Мид-Глэмаргане, Уэльс.

Это был обычный рабочий день, когда под землю спустились сотни шахтеров. Беда, как всегда, пришла неожиданно. Легкий хлопок, который услышали лишь находившиеся поблизости рабочие, а потом огненный смерч, пронесшийся под землей.

22 мая 1915 года — близ шотландского городка Гретна-Грин произошла крупнейшая в истории Великобритании железнодорожная катастрофа. Из-за ошибки диспетчера воинский эшелон, следовавший в сторону восточного побережья Великобритании, столкнулся с пригородным поездом. Еще не успели начаться спасательные работы, как в обломки двух составов врезался товарный поезд. Извлечение пострадавших из-под груды искореженного металла продолжалось почти сутки. Но спасти удалось не всех. В результате трагедии погибли 157 человек (по другим данным – 227 человек), более 700 человек получили травмы и ранения различной степени тяжести.

Происшедшая катастрофа заставила британских железнодорожников в корне изменить всю систему движения поездов, что позволило в будущем избежать аварий со столь тяжкими последствиями.

6 декабря 1917 года – в результате столкновения кораблей в гавани Галифакса, Канада, погибли и пострадали многие сотни моряков и жителей города.

Рано утром французский транспорт “Монблан” входил в гавань Галифакса, чтобы спустя несколько дней присоединиться к военному конвою, под защитой которого ему предстояло пересечь Атлантику. Где-то в Европе шла война, бушевали вихри революций, а в Канаде все было тихо и спокойно.

Появление норвежского грузового парохода “Имо” было неожиданным для капитана “Монблана” – пролив был узковат. Тем не менее, корабли погудели, выяснили, кто не прав, и попытались разойтись друг с другом. Но маневры их были несколько странноваты, если не сказать глупы. Расстояние между судами быстро сокращалось. И вот наступил миг, когда “Имо” протаранил правый борт “Монблана”, в трюмах которого был крайне взрывоопасный груз: 2300 тонн пикриновой кислоты, 35 тонн бензола, 200 тонн тринитротолуола, 10 тонн пороха. Предательская искра не заставила себя ждать и “Монблан” загорелся. Его капитан пытался затопить судно, но не смог этого сделать из-за неисправности кингстонов. Потом он приказал развернуть судно и вывести его в открытое море, чтобы тот, на ходу набрав в пробоину воды, быстрее затонул. Но корабль упорно не хотел идти на дно. Более того, внутреннее течение подхватило его и направило обратно в гавань.

И вот наступил момент, когда над “Монбланом” взметнулся стометровый столб пламени. Черные клубы дыма закрыли небо. А потом прогремел взрыв. Ударная волна уничтожила все береговые постройки и большую часть городских, приблизительно 1800 домов. Сам корабль превратился в железный фарш. Полутонный фрагмент якоря “Монблана” улетел на три километра. Взрыв спровоцировал кратковременную цунами – огромная волна вынесла в город стоявшие в гавани корабли. Власти официально объявили, что погибли 1654 человек. Однако, жертв было гораздо больше – поданным канадских гробовщиков им пришлось изготовить более 4 тысяч гробов.

12 декабря 1917 года — самая страшная железнодорожная катастрофа в мировой истории произошла в Модане, Франция. По вине стрелочника (только не надо иронизировать по этому поводу) два пассажирских состава оказались на одной колее и столкнулись лоб в лоб. Удар был столь силен, что с высокой насыпи под откос упали почти три десятка переполненных пассажирами вагонов. Прибывшим на место катастрофы полицейским, пожарным, врачам предстала страшная картина: деформированные вагоны с месивом из человеческих тел внутри. В тот день французы не досчитались около 800 своих соотечественников.

Катастрофа в Модане ярко показала, насколько важен человеческий фактор при эксплуатации транспортных средств. Любая ошибка, даже самая мелкая, может стать причиной гибели многих и многих людей.

21 сентября 1921 года — большой взрыв на химическом заводе компании BASF в Оппау, Германия. Взрыв произошёл на заводе анилиновых красителей и удобрений, также здесь выпускались компоненты взрывчатых веществ, а также отравляющий газ фосген. За несколько месяцев до катастрофы на предприятии уже произошла тяжёлая авария, повлекшая гибель ста человек: взорвалась ёмкость, в которой смешивали азот с водородом.

Причиной трагедии послужила детонация при использовании взрывчатки для раздробления слежавшихся запасов сульфата и нитрата аммония, складируемых в ожидании сезонного пика продаж сельхозудобрений в расположенном рядом выработанном глиняном карьере.

Для разрыхления слежавшихся солей применили более мощную взрывчатку — рекарок (смесь бертолетовой соли с бензином), что и сыграло фатальную роль, вызвав реакцию самопроизвольного разложения нитрата аммония с выделением большого количества энергии. В реакцию было вовлечено 12 тыс. т смеси сульфата и нитрата аммония, энергия взрыва оценивалась в 4-5 килотонн тротилового эквивалента.

В Оппау из 1000 строений 800 было разрушено, 7500 человек остались без крова. Звук взрыва был слышен в расположенном в300 кмМюнхене. После взрыва осталась воронка размером 90 на125 ми глубиной20 м.

Жертвами катастрофы стали 561 человек, свыше полутора тысяч получили ранения и ожоги.

Декабрь 1930 года — В Энжи, недалеко от Льежа (Бельгия), сочетание инверсии температуры и концентрации загрязняющих веществ привело к шестидесяти убитым и тысячам пострадавших людей.

12 февраля 1931 года – в результате взрыва метана и последовавшего вслед за этим пожара погибли более 3 тысяч человек в Маньчжурии, Китай.

В первой половине ХХ века на редкой китайской шахте соблюдались правила техники безопасности. Увеличение добычи угля там достигалось увеличением числа шахтеров, спускавшихся под землю, а не применением последних достижений горнопроходческой техники. Поэтому и гибли сотни китайских рабочих ради лишней тонны ценного сырья.

4 декабря 1933 года — близ побережья шт. Нью-Джерси, США, упал в море и затонул дирижабль “Акрон”.

1930-е годы прошлого века часто называют эрой дирижаблей. Во многих странах мира строились эти довольно удобные средства передвижения. Но ряд событий заставил усомниться в этом и, в конце концов, этот вил транспорта сдал свои позиции.

Огромный жесткий дирижабль “Акрон” длиной239 метрови объемом 180 тысяч кубических метров был построен по заказу американского флота и, по сути дела, являлся “летающим авианосцем” – в его ангаре размещались четыре небольших истребителя. Может быть, такие аппараты и имели бы будущее, если бы не…

Во время очередного испытательного полета “Акрон” упал в море и затонул. Существует несколько версий по поводу данной катастроф: кто-то сетует на шторм и поломку рулей, кто-то — на разломы из-за больших изгибающих моментов. Но это не так важно для 73 авиаторов и моряков, которые нашли свою смерть вместе с дирижаблем.

26 октября 1935 года — из-за нарушения правил работ с взрывчатыми материалами (в чем конкретно это выразилось, в случайно оброненном окурке или разведенном в неположенном месте костре, выяснить не удалось) взорвался арсенал в китайском городе Ляньчжоу. Взрыв был столь силен, что практически во всех зданиях города были выбиты стекла. Расположенные поблизости дома вместе с находившимися в них людьми буквально смело с лица земли. В результате взрыва погибло более 2 тысяч человек, причем лишь малая часть из них работала в арсенале. Большинство составили мирные жители города.

16 апреля 1936 года — взрыв на пороховом заводе Saint Chamas , в Буш-дю-Рон (Франция), убито 53 человека. 4 апреля 1940 года — новая катастрофа и еще 11 жертв. Пороховой завод окончательно закрыт в 1974 году.

6 мая 1937 года — при заходе на посадку в Нью-Йорке, шт. Нью-Йорк, США, взорвался и мгновенно сгорел самый большой дирижабль своего времени – немецкий “Гинденбург”. В огне погибли 35 человек.

Происшедшую катастрофу списали на статический разряд электричества, который воспламенил находящийся в оболочке газ. Хотя немало в те годы говорили о преднамеренной диверсии. Но американцы не желали международного конфликта, а немцы не хотели признавать, что гордость Третьего рейха так легко уничтожить. Дело замяли. Но и эра дирижаблей на этом фактически завершилась.

26 апреля 1942 — катастрофа на шахте Benxihu (Китай) стала причиной 1549 смертей. Это — наиболее серьезная катастрофа на рудниках всех времен.

28 ноября 1942 года – в результате пожара в ночном клубе Бостона, шт. Массачусетс, США, погиб 491 человек. В Европе и на Тихом океане шла кровопролитная война, а в континентальной части США продолжалась обычная жизнь. В тот вечер тысячи молодых людей собрались в ночном клубе Бостона, чтобы потанцевать, выпить пива, пофлиртовать с девушками. Желающих попасть внутрь было столь много, что владельцы клуба закрыли на ключ все входы и выходы, чтобы не допустить в зал тех, кто пытался попасть в итак переполненное помещение. Как это обычно бывает, пожар начался совершенно неожиданно. Спустя несколько минут огонь охватил все здание. Молодежь рванулась наружу, но выбить оббитые железом двери не удалось. Началась обычная для подобных ситуаций паника. Кого-то затоптала мечущаяся толпа, кто-то погиб от удушья. Когда пожарным удалось справиться с огнем, они извлекли из-под завалов тела погибших.

17 июля 1944 года — в порту Чикаго, в заливе Сан-Франциско (США), случайный взрыв двух грузовых судов. В результате 320 погибших, 400 раненых и значительный ущерб.

Ноябрь 1948 года – близ побережья Манчжурии, Китай, затонул эвакуационный корабль китайской армии. Судно было настолько перегружено пассажирами, что спасательных средств хватило лишь на десятую часть тех, кто находился на борту. Общее число погибших неизвестно и оценивается в 6 тысяч человек.

29 ноября 1949 года – трагедия на урановом руднике в Йоханнгеоргендштадте, ГДР.

В первые послевоенные годы, когда в СССР велись широкомасштабные работы по созданию собственной ядерной бомбы, использовались любые возможности для пополнения запаса расщепляющихся материалов. Одним из источников сырья стал урановый рудник в Йоханнгеоргендштадте в Восточной Германии. Работали на нем, в основном, военнопленные. Но были и советские специалисты. Причин трагедии, случившейся в ноябре 1949 года, не знает никто. Известно только, что на руднике произошел сильный взрыв, который стал причиной гибели 3700 человек. Судя по всему, еще немало людей пострадали от радиоактивного облучения. В свое время происшедшее сумели скрыть и от немцев, и от граждан СССР. Более 40 лет мы были в неведении об этой трагедии. Но и сегодня подробности этой трагедии мало кому известны.

Tags: ,

Эта статья была опубликована: Понедельник, июля 15, 2013 в 12:36 в категории Катастрофы. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha