Астрология — наука и суеверие 5

Автор: admin   
февраля 11,
2013

Продолжение 3

5. Положение небесных тел

Первоначально астрология являла собой пеструю, противоречивую смесь самых примитивных суеверий с зачатками точных знаний о положении небесных тел. Поэтому она не вполне отвечала господствующим религиозным представлениям. Согласно им, с одной стороны, в земных событиях нет ничего случайного, они предопределены движением небесных тел, с другой — все зависит от воли и желания богов и других надприродных сил.

Но вавилонские астрологи, или халдеи, как впоследствии их назвали древние римляне, нашли довольно оригинальный выход из этого противоречия: боги, утверждали они, и есть небесные тела, а демоны зла подчинены богам, то есть тем светилам, которые «соответствуют» этим богам и имена которых они получили.

Итак, семь главных богов вавилонян отождествлялись: Шамаш — с Солнцем, Син — с Луной, Мардук — с Юпитером, Нерагл — с Марсом, Иштар — с Венерой. Набу — с Меркурием и Нинурт — с Сатурном. Это и неудивительно, ибо, как уже отмечалось, в роли астрономов и астрологов выступали служители религии — жрецы, которые, конечно, не могли допустить противоречия между своим вторым ремеслом — астрологией и основной «специальностью» — религией.

Некоторые ученые, рассматривая историю возникновения астрологии, пытаются провести мысль, будто у всех первобытных народов небесные тела были связаны с богами и эти традиции астрология лишь продолжила. Однако детальное изучение образа мышления первобытного человека, его представлений о небе подтверждает их реалистический (хотя и весьма наивный) характер.

Первобытный человек связывал небесные тела с животными — объектами охоты или одомашненными, а земледельческие народы населяли небо далее своими орудиями труда и хозяйственной утварью. Это зооморфное и хозяйственное «освоение» неба нашими предками с возникновением астрологии и ее союза с религией постепенно переходит в геоцентризм (от греческого «гео» — земля) и антропоцентризм (от греческого «антропос» — человек), составляющих один из основных догматов всякой религии.

Так, с самого начала религия считала, что мир не является чем-то единым, а состоит из двух принципиально отличающихся частей: бога и природы, души и тела, живого и мертвого, наконец, из мира небесного и мира земного. Земля — центр Вселенной, вокруг которого последняя вращается, а человек — венец творения. В книге Бытия можно прочесть: «И создал бог два светила великие: светило большее — для управления днем, и светило меньшее — для управления ночью, и звезды; и поставил их бог на тверди небесной, чтобы светить на землю».

Продолжение 5

Tags: , ,

Эта статья была опубликована: Понедельник, февраля 11, 2013 в 11:11 в категории История. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha