Астрология — наука и суеверие 11

Автор: admin   
марта 1,
2013

Продолжение 9

11. Связь с духом тьмы и зла

 

Благодаря принятым астрологией мерам по согласованию ее положений с догматами религии она через Византию и арабские страны снова вернулась в западный христианский мир, хотя ряд церковных соборов еще в VI веке осудил звездочетство и христианство продолжало бороться с алхимией, магией и астрологией как якобы имеющими связь с духом тьмы и зла (дьяволом), да и видя в них своих конкурентов.

 

Но, несмотря на все это, астрология пускала в Западной Европе все более глубокие корни, особенно в XIII—XVI веках. В числе ее сторонников были крупнейшие представители религии (немецкий реформатор церкви XVI века Ф. Меланхтои и даже некоторые римские папы, например, Павел III).

К сожалению, астрологических заблуждений не смогли избежать и видные ученые средних веков. Среди них английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (XIII в.), который, правда, старался научно обосновать предсказания по светилам; знаменитый датский астроном Тихо Браге (XVI в.), считавший астрологию математической наукой, и некоторые другие. В целом же следует особо подчеркнуть, что отношение науки и ученых к астрологии, начиная с древности и до наших дней, было и остается резко отрицательным. Что касается религии, то «грани» между ней и астрологией постепенно стирались.

В самом деле, идет ли речь о едином боге и его воле или о многих планетных божествах и их возможном расположении — ив том и в другом случае утверждается одно: судьбы людей и народов зависят от над природных сил, их воли и желания и ни в коем случае не определяются деятельностью, борьбой самих людей. В сущности, представление о мире оказывалось очень простым и понятным: все в нем происходит по воле бога, заранее записано в Книге судеб, сам бог иногда через небесные знамения (или другим путем) дает знать людям о предстоящих (неотвратимых) событиях.

Таким образом, в главном, в самой сути различных течений религии и астрологии, в их социальной функции не было никакого противоречия, они находились в одном лагере. И религия и астрология проповедуют беспомощность человека перед силами природы и общества, невозможность творить будущее общества путем активной практической деятельности каждого его члена. С необходимостью этого рода человек еще не выходит за пределы теологического взгляда на природу. Для науки почти безразлично, назовут ли это, вместе с Августином и Кальвином, извечным решением божьим, или, вместе с турками, кисметом, или же необходимостью. Действительно, и в католицизме (Августин), и в протестантизме (Кальвин), и в исламе, и в астрологии человек обрекается на бессилие, на пассивное следование воле высших, над природных сил, действие которых абсолютно и неотвратимо.

 

Продолжение 11

 

Tags: , ,

Эта статья была опубликована: Пятница, марта 1, 2013 в 9:46 в категории История. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha