Рококо. Стили мебели

Автор: admin   
февраля 5,
2014

Длительная эпоха барокко блестяще завершается во второй четверти XVIII  столетия искусством стиля рококо (от французского rocaille). Во Франции этот поздний этап барокко приходится на годы правления короля Людовика XV, поэтому французское рококо иногда называют и стилем Людовика XV. Стиль рококо, затрагивающий главным образом орнаментально6декоративный строй предметов украшения, мебели и интерьеров, ассоциируется прежде всего с причудливыми формами орнаментики, состоящей из раковин, коралловидных образований, завитков, цветочных гирлянд, прихотливо извивающихся стеблей и т. д.

В эпоху Людовика XV Франция вступает в полосу быстрого экономического развития. С ростом богатства страны в придворных и аристократических кругах усиливается тяготение к роскошной, комфортабельной жизни.

Эта тенденция отразилась и на характере искусства эпохи. Стиль рококо  тоже является стилем искусства двора и аристократии. В противовес парадности и масштабности барокко в архитектуре рококо получают развитие  постройки более интимного, камерного характера, с господствующим в их  интерьере, обстановке культом уюта, изящества и изнеженности.

Появляются новые типы жилых помещений: будуары, интимные кабинеты.

Стиль рококо наиболее ярко и последовательно проявился в оформлении  интерьеров. В убранстве покоев на всем лежит печать доведенной до предела  утонченности. Зеркала, позолота, буйно стелющиеся по стенам и потолкам  лепные узоры деформируют пространственную структуру интерьеров. Архитектоническое начало с его колоннами, пилястрами, карнизами сменяется  откровенно декоративным; единственный элемент, служащий членению поверхностей стен и потолков, — капризно изогнутая рамка.

Изящная мебель, нарядные предметы украшения, уютные, обставленные с  большим вниманием ко всем мелочам жилища, утонченные формы светской  жизни, — все это становится неотделимой частью повседневного быта высших  кругов общества. Никогда еще искусство оформления жилищ в столь полной мере не соответствовало характеру жизненного уклада. Беззаботная,  уподобленная беспрерывному маскараду жизнь светских салонов сосредоточена вокруг женщины. Тон во всем задают великосветские жеманницы; легкомысленный, поверхностный, по6театральному декоративный вкус эпохи  диктуется капризами фавориток короля.

В этот период продолжает усиливаться восточное, и прежде всего китайское влияние. Изящные по формам, украшенные тонким, изысканным декором художественные изделия китайских мастеров отлично гармонировали со  стилем, процветавшим при европейских абсолютистских дворах. Первые китайские образцы были завезены в Европу торговыми судами восточно-индийских компаний еще в начале XVII века. Теперь, в середине XVIII столетия,  увлечение «китайщиной» (chinoiserie) — коллекционирование фарфора и лаков, подражание китайским образцам — достигает апогея.

Особенно в большом количестве завозился фарфор, привлекавший европейцев экзотичностью, новизной материала и форм. Владельцы дворцов и роскошных особняков считали своим долгом завести «китайский зал», обставленный  китайской мебелью и отделанный деревянными панно лаковой работы, либо,  на худой конец, устроить галерею китайского фарфора. Европейские художники6прикладники нередко пользуются китайскими проектами мебели и различных декоративных изделий. Что касается искусства фарфора, то оно по  сей день не освободилось от китайского влияния.

В 1709 году И. Ф. Бётгер изобрел европейский фарфор. Однако зародившаяся по следам этого изобретения европейская фарфоровая промышленность  — мануфактуры, затем заводы — почти целиком ориентировалась на китайские образцы.

Оформление столь характерных для эпохи рококо салонов и будуаров  становится главной задачей прикладного искусства. По сравнению со сдержанностью и трезвостью барокко они перенасыщены предметами меблировки,  но в целом — это эталон утонченности, элегантности, изнеженности. Нежные,  пастельные тона преобладают и в колорите, наиболее частые цветовые решения — белое в сочетании с голубым, зеленым или розовым и непременное  золото.

Главный мотив в убранстве интерьера — невысокий камин, покрытый  мраморной плитой и тонко отделанный стукко. На камин ставили часы, канделябры, предметы украшения, а участок стены над ним покрывался зеркалом, оправленным в роскошную раму. Зеркал в салонах и будуарах было  обычно много; развешанные на стенах и расставленные на столиках6консолях, они усложняли, деформировали пространственную структуру помещений. Нередко зеркала размещались, по обеим сторонам камина, расположенного у глухой стены; это позволяло, уютно примостившись у растопленного камина, одновременно любоваться видом зимнего пейзажа, перспективой парка, раскрывающейся за окнами (дворец в Сан6Суси).

Стилю рококо чужды прямая или правильных очертаний кривая линия и  симметрия. В мебели и декоративном убранстве интерьера используются  самые дорогие материалы: экзотические породы дерева, мрамор, шелк, гобелен, бронза, золото. Еще одна новинка эпохи, тоже завезенная из Китая,  бумажные обои для оклейки стен жилых помещений.

Представление об интерьере как целостном ансамбле зарождается именно  в эпоху рококо. Архитекторы в своих проектах стремятся достигнуть полного стилевого единства всех компонентов комнатного убранства: декорастен  и потолков, форм мебели, расцветок драпировочных и обивочных тканей и т. д.

Стиль рококо был в первую очередь стилем придворно6аристократического искусства, но он наложил отпечаток на характер всей художественной мебели, всего декоративно6прикладного искусства эпохи.

Элементы новизны, появившиеся еще в мебели стиля регентства, получают  полное развитие в мебели рококо. Филенки, как и в 306х годах, умеренно  украшаются неглубоким рельефным орнаментом, но формы самих предметов  становятся несравненно более живыми, а в убранстве широко используются  богатые декоративные возможности бронзового литья и чеканки.

Признанным вдохновителем искусства рококо был поселившийся в 1723  году в Париже итальянец Ж. О. Месонье, ювелир, скульптор, архитектор и  автор многочисленных проектов изделий декоративно6прикладного искусства. В его произведениях впервые появляются столь характерные для орнаментики стиля роквко причудливые формы, и в частности — мотив капризно  изогнутой, асимметричной раковины.

Утонченность манер и культ женщины, воцарившиеся в жизненном укладе  придворно6аристократических кругов, сильнее всего отразились на характере мебели. Изменения проявляются не только в том, что предметы приобретают гибкие, мягкие контуры, но появляются новые мебельные формы, предназначенные главным образом для представительниц прекрасного пола. Таковы, например, стоящий на высоких стройных ножках секретер с наклонно  расположенной откидной доской и множеством потайных отделений; картоньерка (шкафчик для бумаг); угловой шкафчик (encoignure); женский письменный столик (bonheur du jour); туалет с откидным зеркалом (poudreuse);  круглые и четырехугольные в плане тумбочки и разнообразной формы рабочие столики.

В сторону большего удобства и элегантности изменяются и формы мебели  для сидения. Осваивается ряд новых типов: канапе (диван в форме соединенных воедино двух6трех кресел, 445), шезлонг (452), бержер (глубокое кресло).

Контуры предметов становятся мягкими, волнистыми, изгиб ножки усиливается. В формах кресел и диванов учитывался и характер женских костюмов — широких фижм6панье. Зарождается «истинная» мебель для сидения,  отвечающая назначению, а не целям репрезентации (446, 447, 449). Элегантная, легкая, отделанная дорогими, изысканными по цвету и рисунку тканями, эта мебель прекрасно гармонирует со всеми остальными компонентами  интерьера, сливаясь с ними в единый ансамбль. В соответствии с новой формой светской жизни, мебель расставлялась небольшими группами в различных местах помещения, образуя своего рода «центры тяготения» для собравшегося общества; каждая такая группа предметов меблировки, состоявшая из  стола, дивана и нескольких стульев и кресел, задумывалась как единая,  целостная композиция.

Среди предметов корпусной мебели главную роль играют комоды и секретеры (442, 444). Слово комод происходит от французского commode — «удобный»; и действительно, по понятиям людей того времени, эта форма мебели  была олицетворением удобства. Комод рококо, как правило, имеет два ящика. Что же касается высокого секретера, то он является продуктом рациональной, практичной комбинации комода, письменного стола и кабинета. (Выходит, что уже и тогда была «комбинированная мебель»!) В эту эпоху грез и  мечтаний широко распространился обычай обмениваться сентиментальными  письмами, писать мемуары. Эта6то эпистолярная продукция и хранилась в  потайных ящичках секретеров. Однако в обиход входит и более рациональный письменный стол (451). Формы и декор предметов корпусной мебели  имеют тот же характер, что и в мебели для сидения: волнистые контуры,  гнутые ножки, прихотливые орнаменты в виде вьющейся лозы, цветочных  гирлянд, ромбовидной сетки и обилие золоченой бронзы (443). Для фанеровки используются преимущественно светлые экзотические породы.

Мебель рококо строится на полном отказе от принципа архитектоничности  со свойственным ему подчеркиванием автономности отдельных элементов конструкции. Теперь детали растворяются в общем объеме предметов, словно  отлитых из некой пластичной массы (455, 461). В отдельных комодах линии  конструкции исчезают, а границы ящиков полностью замаскированы стелющимся по поверхности предмета орнаментом (442).

Волнистые поверхности изделий корпусной мебели фанеруются уже упоминавшейся техникой мозаичного набора. Для большей нарядности они украшаются узорчатой рамкой либо обрамляются нарядным орнаментом маркетри.

В декоративном убранстве мебели рококо резьба по дереву занимает очень  скромное место. Ее замещают бронзовые накладки, одно из преимуществ  которых заключается еще и в том, что ими легко обрабатывать уже готовые,  отшлифованные и отполированные поверхности предметов. Иногда — особенно при изготовлении комодов — вместо фанеровки вся поверхность предметов обрабатывалась цветными лаками и тоже декорировалась бронзовыми  накладками либо золоченой резьбой (442, 444).

В этот период виднейшими мастерами художественной бронзы были представители семейства Каффиери, известной династии скульпторов и резчиков.

Славилась и мебель Шарля Крессана, хотя, возможно, и не в такой степени,  как в предыдущую эпоху. С именем братьев Мартенов ассоциируется изящная, декорированная китайскими мотивами мебель в технике черного лака  («vernis Martin» — «лак Мартенов»). Мебель, покрытая белым или пастельными цветными лаками, тоже отличалась стройностью форм, изяществом  линий, красотой золоченых накладок.

Появляется и много откровенно декоративных предметов обстановки: маленькие столики, украшенные цветной инкрустацией, позолоченные консоли,  ширмы, этажерки, крохотные секретеры и пр.

Около 1760 года во французском декоративно6прикладном искусстве, включая и художественную мебель, появляются первые признаки зарождающегося классицизма. Формы предметов становятся более строгими, резной элемент и бронза сохраняются в основном лишь в обрамлениях и в декоре ножек;  снова торжествует техника гладкой фанеровки, а в убранстве — изящные,  красочные узоры маркетри.

Ведущим центром французской художественной мебели был Париж. В мастерских парижских мастеров6чернодеревцев изготовлялась мебель стиля  рококо, которой обставлялись резиденции короля и придворной знати. После  1743 года вошло в правило ставить клеймо мастера или цеха на особенно  качественные предметы мебели. Эта форма защиты качества продукции была  последним отголоском цехового строя. Во второй половине XVIII столетия  парижские цехи («Maitres menuisiers et ebenistes» — «корпорация столяров  и чернодеревцев») объединяли около 1200 мастеров6мебельщиков. Производившаяся ими мебель удовлетворяла не только отечественные потребности,  но в большом количестве вывозилась и за границу.

Виднейшие мастера этого заключительного этапа барокко6рококо: немец  по происхождению Ж. Ф. Обен, автор знаменитого бюро короля Людовика XV,  и Ж. А. Ризенер, тоже выходец из Германии, помощник Обена, возглавивший после его смерти мастерскую и завершивший работу над «бюро короля». Разработанная в это время форма бюро с цилиндрической крышкой  послужила прототипом для современных конторок.

Французское рококо оказало влияние на аристократическую культуру  всех европейских стран. Особенно пышно этот стиль расцвел во внутреннем  убранстве роскошных дворцов отдельных немецких князей. В общих чертах  немецкое рококо не столь утонченно и женственно, как французское, несмотря на то, что художественная мебель Германии испытывала сильное  влияние парижских образцов. Как и во Франции, в Германии стиль рококо  достигает полной зрелости в середине XVIII столетия. Среди ведущих немецких мастеров6мебельщиков этого времени были отец и сын Рентгены, но их  деятельность будет рассмотрена в связи со следующим стилевым этапом.

В прикладном искусстве Германии стиль рококо начинает складываться  в 17306х годах. Быстрому распространению этого стиля на юге страны содействовали проекты мебели и различных предметов декоративного убранства  интерьеров, выполнявшиеся Кювилье, Габерманом, Мейлем. Другой значительный центр рококо сложился при дворе прусского короля Фридриха II.

Здесь ведущим мастером был Гоппенхаупт, внесший в утонченное искусство  орнаментики рококо много новых элементов, позаимствованных из природы.

Среди мебельщиков, работавших для потсдамских дворцов (1750—17606е  годы), виднейшими были Мельхиор Камбли и Шпиндлер. Проекты Иоганна  Румпа оказали значительное влияние прежде всего на формирование бюргерской мебели.

Около 1760—17706х годов капризные, беспокойные, доведенные до крайнего перенасыщения формы начинают постепенно «успокаиваться». Творчество мастеров, работавших для дворцов, оказывало сильное влияние и на  формы мебели, предназначенной для обстановки бюргерских жилищ. Однако  в немецкую бюргерскую мебель формы французской художественной мебели  проникали в очищенном от излишеств, творчески переработанном виде. Среди важнейших, актуальных предметов обстановки в эту эпоху были представительные шкафы6бюро и письменные столы (454, 456).

Поверхности этих шкафов6бюро были сильно изогнутыми, особенно в нижней, «комодной» части; углы срезались под углом 45 градусов, для придания  предмету большей выразительности вводились карнизы, тоже, как правило,  энергично изогнутые. Для декоративного убранства мебели характерно умеренное использование резного орнамента в стиле рокайль. Резьбе по дереву  вообще отводится скромное место, а в бронзе, как правило, исполняются  лишь детали лицевой фурнитуры (ручки дверок, щитки замочных скважин).

Tags: ,

Эта статья была опубликована: Среда, февраля 5, 2014 в 12:38 в категории Искусство. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha