Рококо. Стили мебели 2

Автор: admin   
февраля 6,
2014

Широкое распространение получают в это время и буфеты, по конструкции  несколько напоминающие шкафы-бюро (465). Верхняя часть такого шкафа  решалась в виде застекленной витрины, на полках которой расставлялась  фарфоровая посуда. Самые красивые посудные шкафы такого типа производились в Вюрцбурге и Майнце.

В Аугсбурге для прусского двора изготавливалась мебель из серебра либо  богато обработанная серебряными накладками. Значительными центрами  мебельного производства были и города Люттих и Ахен. Влияние мебельных форм, выработанных в этих городах, прослеживается во всей прирейнской области до самого Кёльна.

Орнамент немецкого рококо отличается выразительностью и красочностью.

В Баварии и Австрии особенно популярна была ярко расписанная и украшенная резьбой по дереву мебель. Самые красивые образцы этой мебели  представлены крестьянскими шкафами.

Интересная разновидность рококо сложилась в австрийских провинциях,  особенно при венском дворе в период правления императрицы Марии Терезии (1740 — 1780). Этот стиль, отмеченный печатью местного своеобразия,  обычно именуют «стилем Марии Терезии».

Австрийская позднее-барочная (рококо) мебель в целом развивается скорее  в русле бюргерской разновидности стиля. В построении предметов продолжает соблюдаться, хотя и не очень строго, принцип архитектоничности. Они  исполняются в технике фанеровки, с живыми, хотя и не сильно изогнутыми  поверхностями. В декоре преобладают различные виды инкрустации, тогда  как резьбе по дереву отводится очень скромное место. Формы предметов  широкие, выразительные, по6домашнему уютные. Они имеют уже мало общего  с аристократической репрезентативной мебелью, а свойственный им умеренный, бюргерский характер является следующим шагом на пути к мебельным формам, свободным от влияния архитектуры и в полной мере отвечающим  своему назначению. Однако на данном этапе формы австрийской мебели также  все еще перегружены элементами различных исторических стилей.

К числу интереснейших мебельных форм венского рококо принадлежит  большой платяной шкаф с двумя дверцами, с богато профилированным карнизом, срезанными углами и изящным по рисунку ленточным обрамлением  филенок (463). Аналогичное решение имеют и многочисленные варианты комодов. В широких пределах варьировались формы еще одного популярного  типа мебели — секретера, получившего название «табернакулум» («дарохранительница») (469). Буфет по высоте делился обычно на три части: нижнюю  — с дверцами или выдвижными ящичками, верхнюю — витринную — и находящуюся между ними нишу (465). Помимо перечисленных предметов, в  обстановку жилищ входили книжные шкафы, жардиньерки, угловые шкафы,  скамеечки, на которые становились на колени молящиеся.

Мебель для сидения и лежания красива по линиям, но по сравнению с  роскошными французскими образцами она кажется довольно скромной (464,  466, 467). Стулья и разнообразной формы столы исполняются, как правило,  из обычных пород дерева; однако, несмотря на простоту материала и скромность убранства, они отличаются тонкостью вкуса и полнотой стиля. Формы  этой мебели оказались очень устойчивыми; освоенные народным искусством,  они долго продолжали жить в крестьянском быту (468, 471).

В Италии самые красивые изделия художественной мебели стиля рококо  были созданы в Венеции. В них рококо предстает во всем своем декоративном великолепии. В убранстве мебели наряду с обильной резьбой почти на  всем протяжении века прочно удерживает свои позиции и традиционная  итальянская интарсия. Одним из известнейших мастеров искусства интарсии  этого времени был Пьетро Пиффетти (1700—1777). В XVIII столетии венецианские мастера наладили производство знаменитой лаковой мебели, вытеснившей китайские образцы и содействовавшей выработке более самостоятельного, отмеченного чертами национального своеобразия фигурно6орнаментального декора (цветочные орнаменты, пейзажные мотивы, фигурные композиции). Для итальянского рококо типичны пышность форм и подчеркнуто  живописный характер декоративного убранства.

В Англии художественная мебель стиля рококо неразрывно связана с именем выдающегося мебельного мастера Томаса Чиппендейла (1718—1779). Чиппендейл вначале был резчиком по дереву; увлекшись около 1735 года мебельным делом, он скоро становится ведущим мебельщиком эпохи, прославившись и как мастер6практик, и как автор многочисленных проектов мебели.

Стиль произведений Чиппендейла представляет собой своеобразное сочетание французского рококо с формальными элементами английской мебели первой трети XVIII века, с готическими и восточноазиатскими (китайскими)  мотивами.

В 1754 году Томас Чиппендейл издал альбом образцов своей мебели под  названием «The Gentlemans and Cabinetmakers Director», оказавший большое  влияние на мебельное искусство не только Англии, но и континентальной  Европы, а также английских владений по ту сторону Атлантики. В продукции, вышедшей из мастерской Чиппендейла, особое место занимают бесконечно варьируемые формы мебели для сидения. Формы устоев самых ранних  образцов, датируемых серединой тридцатых годов, обнаруживают еще черты  переходного стиля; это традиционные плавно изогнутые ножки с широкой  лобовой частью и орлиными когтями, сжимающими шар (Cabriol-legs) (476,  480). Влияние французского рокайля впервые дает себя почувствовать в резных ажурных спинках (473, 478). Кресло, в современном понимании этой  мебельной формы, получает почти полную степень завершенности именно  в этот период, в середине XVIII столетия. Сиденья имеют трапециевидную  форму, ножки прямые (473, 484) либо слегка изогнутые и обработанные резьбой (480, 481). Формы спинок отличаются большим разнообразием: в контурах центральных вертикальных планок часто угадываются выразительные силуэты скрипки или высокой стройной вазы; с неисчерпаемой выдумкой  варьируются ленточные орнаменты, трельяжи, орнаменты, образованные  комбинацией С6образных элементов, и др. (473, 476, 477, 478, 480). В мастерской Чиппендейла изготавливались и кресла, очень близкие к французским  образцам (482), а также красивые экземпляры т. н. крылатого кресла (481).

Великолепны и большие застекленные книжные шкафы работы Чиппендейла; в них фасонная пайка стекол решена в виде ромбовидной сетки (472).

Здесь тоже имеет место причудливое смешение 6китайской разновидности геометрического орнамента с формами рококо.

Среди других предметов обстановки выделяются разнообразные по решению письменные столы (483) и высокие стоячие (напольные) часы, прочно  вошедшие в быт англичан (475). Кровати большей частью имеют балдахины,  решаемые иногда в виде китайской пагоды. Столы встречаются как простые,  с квадратными или продолговатыми столешницами, так и обильно убранные  резным орнаментом, в котором элементы рокайля сосуществуют с модными  китайскими мотивами (479).

Начиная с 1820-х годов, по мере роста ввоза в страну красного дерева,  производство английской художественной мебели почти полностью переключается на этот ценнейший материал. Из красного дерева исполнялись деревянные части изделий мебели для сидения и фанеровка корпусной мебели.

Поэтому рассматриваемый стилевой этап (позднее барокко, рококо) в истории  английской мебели иногда именуют и «периодом махагони».

Для орнаментики характерны уже упоминавшиеся элементы рокайля, китайские и готические мотивы (трельяжи, ажурный ленточный орнамент и  др.), а также гротеск. Наиболее разнообразные комбинации этих орнаментальных форм встречаются в богатом декоре оправ для зеркал, вешавшихся  над каминами.

Роль Чиппендейла в истории мебельного искусства очень значительна.

Он довел до совершенства формы целого ряда изделий мебели, разработал  новые типы, некоторые из которых дошли до нас без существенных изменений. В свое время его творчество в немалой мере способствовало дальнейшей  кристаллизации форм складывающегося буржуазного интерьера. Чиппендейл много сделал для того, чтобы мебель освободилась от многовекового  гнета архитектуры; в то же время, следуя моде времени, он часто в ущерб  тектоническому принципу перегружал свои предметы, и особенно проекты,  элементами декора. Формы поздних произведений мастера под влиянием зарождающегося классицизма заметно упрощаются, линии выпрямляются,  ножки получают прямое, брусковое решение, но характернейшим элементом  декоративного убранства по6прежнему остается трельяж (Chinese strapwork).

Помимо альбома Чиппендейла для нужд мебельного производства в то  время было издано немало сборников с рисунками образцовых предметов  мебели. Таковы, например, альбомы, выпущенные мебельной фирмой «Инс  энд Мэйхью» в Лондоне (1762) и Томасом и Эллиотом в Филадельфии (1760—  1770).

Влияние рококо на буржуазный быт было довольно значительным. Даже  представители «первого сословия» восприняли игривую грацию рококо как  освобождение от чопорной, строго регламентированной жизни предыдущей  эпохи. Романтическое увлечение природой, культ изящества и галантности  отражается и на внешнем облике дворян; в моду входят чулки, туфли с пряжками, узкие кюлоты, украшенные вышивкой шелковые фраки, а чопорный  парик сменяется косой. Вместо прежних регулярных парков появляются  садовые пейзажи с подчеркнуто асимметричными, живописными формами  планировок. Очень характерно для эпохи и увлечение механическими игрушками. При всем этом в рококо было уже и нечто буржуазное, не случайно  его формы с такой легкостью проникли в быт «третьего сословия». Искусство  рококо расцвело во Франции в такой период, когда в общественной жизни  страны все более определяющим фактором становятся идеи назревающей буржуазной революции, несущей гибель феодальной аристократии.

В английской мебели буржуазный характер более выражен. (Достаточно  сравнить стиль Чиппендейла со стилем Людовика XV.) Во Франции рококо  царило в придворно6аристократическом искусстве, производство художественной мебели находилось в ведении Королевских мануфактур. В Англии  же, уже пережившей этап буржуазной революции, влияние двора незначительно, а развивающиеся мануфактуры стремятся удовлетворить в первую  очередь запросы буржуазии. С точки зрения развития художественной промышленности важным моментом было и то, что английские ремесленники  могли работать более самостоятельно, более независимо, чем, например, французские.

Интересно и поучительно сопоставить сложившиеся в прикладном искусстве отдельных стран местные варианты стиля рококо: богатая, величавая  мебель Франции, при всей пышности форм и убранства, сохраняет черты тонкого благородства; немецкую мебель полнее всего представляют лакированные красочные изделия, рассчитанные на менее изощренный вкус; коричневые тона, полированные поверхности, спокойные, по-домашнему уютные  формы — такова австрийская мебель; в английской мебели своеобразие стилю  придают посторонние примеси (китайские и готические элементы); голландскую мебель отличает простота и лаконичность линий и форм; датские образцы  обнаруживают родство как с голландской, так и с английской мебелью.

Tags: ,

Эта статья была опубликована: Четверг, февраля 6, 2014 в 7:53 в категории Искусство. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha