Поэты Серебряного века

Автор: admin   
января 6,
2013

Юноша бледный со взором горящим

Ныне даю я тебе три завета.

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

В. Брюсов

Серебряный век... Эта эпоха расцвета духовной культуры длиною чуть более четверти века простирается между временем Александра III и двадцатыми годами XX столетия. Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века) – временем Пушкина и поэтов пушкинской поры.

Художественная культура этого времени — важнейшая страница в культурном наследии. Противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, всеобщей переоценки ценностей.

Начало серебряного века ознаменовалось «эстетическим переворотом» против народников и их идеологии, состоявшей в том, что человек имел ценность только в том случае, если он приносил пользу коллективу. В результате человек был выведен за пределы общества и его стали рассматривать как самостоятельную величину, равную по значению обществу и Богу. Ценность индивидуума стала определяться богатством и красотой его внутреннего мира. Мысли и чувства человека были превращены в объекты исследования. Они стали основой творчества. Внутренний мир человека рассматривался как результат его духовного развития.

После октябрьского переворота в 1917 году с победой большевиков положение изменилось. Основным стало коллективное начало, а индивидуальность была отодвинута на задний план. Поначалу большевики заявляли о необходимости строительства культуры, которая бы соответствовала вкусам и потребностям всего общества и каждого конкретного человека в нем. Но это переходное время продлилось недолго. Споры о путях развития культуры прекратились в тридцатых годах, когда советская власть увеличила степень воздействия на общество и культуру. Так закончился серебряный век и наступило время псевдокультуры, воспевавшей человека-винтика, который всегда должен знать свое место и соответствовать параметрам безликой массы. Все, что не укладывалось в концепцию «великого винтика» искоренялось и истреблялось.

В 2006 году для островов Кука на Новозеландском монетном дворе были отчеканены четыре монеты серии «Поэты Серебряного века».

Четырём ярчайшим представителям легендарной эпохи Серебряного века посвящена серия из четырех монет.

Монеты номиналом 2 новозеландских доллара изготовлены из серебра 999 пробы; диаметр40,7 мм; толщина3,05 мм; вес каждой монеты31,103 г(1 тройская унция); гурт рифлёный; качество «proof».

На аверсе монеты в центре изображён портрет Её Величества Королевы Елизаветы II, по окружности размещена надпись: ELIZABETH II • TWO DOLLARS • COOK ISLANDS, а также год чеканки — 2006.

На реверсе монет изображены четыре величайших представителя подъема культуры и искусства.

Стоимость набора из четырех монет — 305 новозеландских долларов.

 

Марина Ивановна Цветаева (1892—1941) писать стихи начала рано. Первая ее книга «Вечерний альбом» вышла в 1910 году. В дореволюционном творчестве Цветаевой можно выделить два периода: период ранних стихов, «полудетских», «девичьих признаний» (сборники «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», 1912; «Из двух книг», 1913) и период 1915—1917 гг.

Одним из первых на поэзию Цветаевой обратил внимание В.Брюсов, считая ее «несомненно талантливой» и при этом отмечая «жуткую интимность» ее стихов. Но по-настоящему поэтесса обрела свой подлинный поэтический голос в 1917—1916 гг., когда ею были созданы стихотворения, составившие циклы «Стихи о Москве», «Бессонница», «Стенька Разин» и другие. Много ярких стихотворений было посвящено поэтам-современникам — Ахматовой, Блоку. Стихи 1915—1917 гг. (лучшее, что написано Цветаевой до революции) печатались в журналах и альманахах, но отдельной книгой они вышли только в 1921 году («Версты»).

Цветаева много работала в жанре поэмы («Царь-Девица», 1920; «На Красном Коне», 1921; «Поэма Горы», 1924; «Поэма Конца», 1924; «Крысолов», 1925; и другие). Значительную часть литературного наследия Цветаевой составляет ее проза, среди которой воспоминания о родных (отце — И.В.Цветаеве, основателе Myзея изобразительных искусств, и матери), о поэтах-современниках (М.Волошине, М.Кузмине и других).
Судьба Марины Цветаевой была нелегкой. Она не смогла понять и принять Октябрьскую революцию и в 1922 году уехала за границу. В эмиграции была трудная жизнь материальных лишений, душевного прозрения, признания своих ошибок. В 1939 году поэтесса возвращается на родину.

Поэзия Цветаевой, как и сама жизнь поэтессы, полна изломами, душевными надрывами, непониманием правды эпохи. Она волнует искренностью и глубиной чувств.

 

Анна Ахматова (псевдоним Горенко Анны Андреевны; 1889—1966) первое стихотворение, по ее признанию, написала в 11 лет, в печати впервые выступила в 1907 году. Ее первый поэтический сборник «Вечер» вышел в 1912 году.

Анна Ахматова принадлежала к группе акмеистов, но поэзия ее, драматически напряженная, психологически углубленная, предельно лаконичная, чуждая самоценного эстетства, в сущности своей не совпадала с программными установками акмеизма.

Очевидна связь поэзии Ахматовой с традициями русской классической лирики, прежде всего пушкинской. Из современных поэтов ближе всех ей был И.Анненский и А.Блок.

Творческая деятельность Анны Ахматовой длилась почти шесть десятилетий. За это время ее поэзия пережила определенную эволюцию, сохраняя при этом довольно устойчивые эстетические принципы, сформировавшиеся еще в первое десятилетие творческого пути. Но при всем том у поздней Ахматовой несомненно стремление выйти за пределы того круга тем и идей, которые присутствуют в ранней лирике, что особенно ярко выразилось в стихотворном цикле «Ветер войны» (1941—1945), в «Поэме без героя» (1940—1962).

Говоря о своих стихах, Анна Ахматова утверждала: «Для меня в них — связь с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Александр Александрович Блок (1880—1921) родился в Петербурге, рос и воспитывался в семье деда по матери, известного русского ботаника А.Н.Бекетова. Начал печататься в 1903 году.

На формирование Блока-поэта, как и на все поколение «младших» символистов, к которому он принадлежал, большое влияние оказало учение Владимира Соловьева, поэта, религиозного мыслителя и философа конца XIX века, проповедовавшего идеи апокалиптического крушения мира и спасения его в результате Нового Пришествия.

Заимствованный у него образ Жены, Облаченной в Солнце, персонификация Красоты и Добра, получил развернутое воплощение в первом поэтическом сборнике Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1904).

Неприятие «страшного мира» и жажда обновления жизни характеризуют поэзию Александра Блока предоктябрьского периода. Центральное место в его лирике этих лет занимает тема Родины, России.

Раздумья о судьбе страны, ее народа, стремление отыскать пути сближения с ним, ощущение неизбежности «возмездия» старому миру, грандиозности надвигающихся событий и сознание необходимости собственного в них участия — этими настроениями исполнены циклы стихотворений «Страшный мир», «Арфы и скрипки», «Родина», поэмы «Соловьиный сад», «Возмездие».

Борис Леонидович Пастернак (1890—1960) родился в Москве, в семье академика живописи Л.О.Пастернака. Окончил гимназию, затем, в 1913 году, — Московский университет по философскому отделению историко-филологического факультета. Летом 1912 года изучал философию в университете в Марбурге (Германия), ездил в Италию (Флоренция и Венеция). Находясь под сильным впечатлением от музыки А.Н.Скрябина, занимался шесть лет композицией.

Первые публикации стихотворений Бориса Пастернака относятся к 1913 году. В следующем году выходит его первый сборник «Близнец в тучах».

Известность к Пастернаку пришла после октябрьской революции, когда была опубликована его книга «Сестра моя жизнь» (1922). В 1923 году он пишет поэму «Высокая болезнь», в которой создает образ Ленина. В 20-е годы написаны также поэмы «905 год» и «Лейтенант Шмидт», оцененные критикой как важный этап в творческом развитии поэта.

В годы войны им созданы патриотические стихи, составившие цикл «Стихи и войне». Новый этап его творчества — 50-е годы (цикл «Стихи из романа», «Когда разгуляется»).

Пастернак входил в небольшую группу поэтов «Центрифуга», близкую к футуризму, но испытывавшую влияние символистов. Поэт к своему раннему творчеству относился весьма критически и впоследствии ряд стихотворений основательно переработал. Однако уже в эти годы проявляются те особенности его таланта, которые в полной мере выразились в 20-30-е годы: поэтизация «прозы жизни», внешне неярких фактов человеческого бытия, философские раздумья о смысле любви и творчества, жизни и смерти.

Истоки поэтического стиля Пастернака лежат в модернистской литературе начала XX века, в эстетике импрессионизма. Ранние стихотворения Пастернака сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые краски природы, звучат голоса дождей и метелей.

С годами Пастернак освобождается от чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций. Оставаясь по-прежнему философски глубоким и напряженным, его стих обретает все большую прозрачность, классическую ясность. Однако общественная замкнутость Пастернака заметно сковывала силы поэта. Тем не менее Пастернак занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы. Его ритмы, образы и метафоры влияли на творчество многих советских поэтов.

Пастернак — выдающийся мастер перевода. Им переведены произведения поэтов Грузии, трагедии Шекспира, «Фауст» Гёте.

В конце 2012 года на Новозеландском монетном дворе были отчеканены для острова Ниуэ две монеты серии «Поэты Золотого века».

Монеты номиналом 2 новозеландских долларов, серебро 999 пробы, масса 31,13г, диаметр38,61 мм, качество чеканки «proof» с цветной тампопечатью.

На аверсе монет размещен портрет королевы Елизаветы II, страна-эмитент, год выпуска и номинал. На реверсе размещен портрет поэта на фоне сцены из его произведения, а также его имя, годы жизни, перо и чернильница. Вышли монеты: «Александр Пушкин», «Михаил Лермонтов».

 

 

Использованы материалы

 

androld.blogspot.com

Tags: , , , , , , ,

Эта статья была опубликована: Воскресенье, января 6, 2013 в 17:05 в категории Искусство. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha