Мебель первобытной эпохи

Автор: admin   
августа 7,
2012

Едва ли найдется человек, которого не интересовали бы, скажем, вопросы, связанные с жильем, мебелью, красивыми и практичными предметами быта.

Новому поколению людей более по душе мебель новых,  современных форм, однако и старая не утратила своей притягательной силы. Посетители обычно с нескрываемым интересом и удовольствием рассматривают образцы старинной мебели в музеях и антикварных магазинах; для представителей молодого поколения это малоизвестные, а то и совершенно неизвестные, диковинные формы, об истории, обстоятельствах происхождения которых они подчас не имеют никакого представления. Сегодня уже не только специалисты, но и люди самых различных профессий, интересующиеся вопросами материальной и художественной культуры, не могут обойтись без познаний — хотя бы самых общих — в области истории стилей мебели, без знакомства со стилевыми формами минувших эпох.

Процесс 3000-летнего развития мебели для сидения

Различные формы мебели для сидения наиболее наглядно демонстрируют процесс возникновения новых стилевых форм.

Ниже мы приводим 25 небольших главок из истории развития мебели для сидения.

1. Египетский стул. Ясная конструкция, но несколько сложный метод построения. Удивительно развитая древняя праформа одного из современных типов. Ножки в виде звериных лап противоречат основной конструкции.

2. Греческий стул (клисмос), VI6V в. до н. э. Пример наиболее зрелой формы мебели древнего периода. Форма явно конструктивна, но при этом приспособлена к формам человеческого тела, отказывается от тектонического членения, гибкая и легкая.

3. Японский стул. Отличная от предыдущих, не оправданная материалом конструкция из древесины, как бы вылепленная из глины. Бросается в глаза родство со складным стулом типа ножниц.

4. Византийский тронный стул,VIII6Хвв. Построение, схожее с ларем, металлическая обивка. Развитие конструктивных типов прерывается и продолжается лишь значительно позже.

5. Романский стул, Германия, XIII в. В измененной форме вновь обнаруживается конструктивный принцип. На формообразование влияет техника точения. Экономная, умеренная форма, напоминающая простейшие ранние образцы.

6. Готическая форма церковной мебели для сидения, Нидерланды, XV в. Еще преобладает тяжеловесная форма ларя. Каркасная конструкция с использованием рам и филенок; кресло, сидеть в котором крайне неудобно.

7. Раннеренессансный стул, Италия, XV в. Конструкция в виде ножниц ярко выражена, ясная форма, очень интересное решение, спинка жесткая, не особенно удобная.

8. Ренессансный стул, Италия, XVI в. Новый тип: дощатая спинка появляется здесь впервые, в крестьянской мебели она продолжает жить еще и в наше время. Тяжелое, неудобное, скорее декоративное изделие из дуба.

9. Позднеренессансное кресло, Нидерланды, начало XVII в. Т. н. кресло Рубенса. Поразительно целесообразная форма, с прямыми линиями, сиденье полностью обито бархатом или брокатом.

10. Стул в стиле раннего барокко, Испания, XVIII в. Репрезентативная форма с высокой спинкой. Конструкция скрыта за членениями и орнаментом, появляются искривленные ножки, о настоящем же удобстве говорить еще рано.

11. Франузское кресло в стиле барокко (Людовика XIV), конец XVII в. Дальнейшее развитие типа с высокой спинкой в направлении большего удобства. Больше мягких элементов, резьбы, кривых линий.
12. Английский стул в стиле барокко (королевы Анны), начало XVII в. Более изящная форма стула из ореха с высокой спинкой. Мягкое сидение и изогнутые линии спинки обеспечивают большее удобство сидения. Появляются в чистой форме ножки кабриоль.

13. Французское кресло в стиле рококо (Людовика XV), XVIII в. Широкое, удобное для сиденья кресло, приспосабливающееся к одежде женщин своего времени. Удобство обеспечивают упругие мягкие элементы с обивкой из гобелена.

14. Английский стул рококо, Чиппендейл, XVIII в. В совершенстве развитая основная форма современного стула. Размер и удобство отвечают современным средним стилевым решениям. Изогнутые ножки кабриоль, богатая и изящная резьба, махагони.

15. Англо6американское колониальное кресло (основная форма «Виндзор»), XVIII в. Ясная конструкция, легкая форма, отвечающая требованиям удобства, не утратившая своей ценности и по сей день. Еще и сегодня один из типов кресел массового производства.

16. Французское кресло в стиле раннего классицизма (Людовика XVI), вторая половина XVIII в. Под влиянием классицизма формы рококо сменяются более простыми линиями. Спинка овальная или четырехугольная, ножки прямые и остроконечные, более умеренная орнаментика.

17. Английское кресло в стиле классицизма, Хэплуайт, последняя четверть XVIII в. Прямые ножки, мягкое сиденье, строгие контурные линии, спинка щитообразная или овальная, воздушная легкость, светлые породы древесины.

18. Кресло в стиле «цопф» (немецко6австрийский классицизм, стиль Иосифа II), конец XVIII в. Прямые линии, остроконечные ножки с бороздками, немного изогнутых элементов, экономные, строго классицистичные членения и украшения.

19. Кресло в стиле Директории, конец XVIII в. Форма восходит к греческому типу, но исполнение не такое строгое, кресло значительно более удобное. Переходная форма между классицизмом и ампиром.

20. Французское кресло в стиле ампир, начало XIX в. Греко6римская форма, обогащенная орнаментом. Египетские формы и мотивы присоединяются к классическим элементам.

21. Стул в стиле бидермейер, Вена, первая треть XIX в. Все менее ощущается зависимость от античных образцов. Характерны спокойные изогнутые линии, блестящая древесина, превосходная столярная работа.

22. Кресло в стиле модерн,1900 г. Разрыв с прежними стилями, своеобразие в капризной игре линий и орнамента. Первый, чисто формальный модернистский стилевой эксперимент.

23. Конструктивистское кресло, Ритфельд,1920 г. Новый вариант основной формы. В противовес неестественным вытянутым, фальшивым формам модерна—грубый, конструктивный эффект. Удобство и форма становятся предметом теоретической спекуляции.

24. Мебель из стальных труб, Мис ван дер Роэ, ок.1930 г. Форма отвечает особенностям нового, гибкого и легкого материала, требованиям удобства и отличается от всех предыдущих, непривычная форма сомнительной устойчивости.

25. Современное кресло, ок.1940 г. Простая, естественная, гладкая, элегантная, удобная форма. Подушки съемные, что весьма гигиенично. Хороший образец современной мебели для сидения.

 

Мебель первобытной эпохи

 

Подобно тому, как у первобытных животных развивалась способность приспосабливаться к окружающей среде, быть готовыми к обороне и нападению, устраиваясь в гнездах и пещерах, имея панцирь, зубы и когти, так и первобытные люди учились делать утварь, оружие, кров и одежду, расширяя сферу своей деятельности для того, чтобы жить, выстоять и наслаждаться тем, что ими создано.

Вначале кроватью, стулом, столом и шкафом человеку служила голая земля. Только достигнув определенной стадии развития, когда природа перестала казаться ему такой суровой и он получил возможность обращать свои способности и силы не только на борьбу за существование, человек начал изготавливать предметы обихода, имеющие определенную форму и назначение. Способность мыслить и труд вывели человека из состояния животного прозябания. Когда первобытный человек распрямился, он стал беспомощнее, но созданные им примитивные предметы обихода компенсировали этот недостаток. По мере развития способности изготовлять утварь стало развиваться и искусство оформлять эти предметы.

В эпоху палеолита человек мог создавать только примитивные орудия труда; художественная деятельность возникла в тот период, когда первобытные племена, спасаясь от холода, переселились в пещеры. Об образе их жизни можно судить по найденным предметам из камня и кости. «Первобытный человек был полностью в плену трудной борьбы с природой» (Ленин). Основным средством защиты ему служило укрытие (шалаш, логово), немногим отличающееся от логова зверей.

Пещера — уже первая примитивная форма жилища, в котором тысячелетиями жили пещерные люди, троглодиты. В то время человек пользовался примитивным оружием и орудиями труда, не испытывал потребности в мебели. Он еще не мог оторваться от земли, на которой сидел и спал. В странах Ближнего и Среднего Востока до настоящего времени сохранился обычай отдыхать таким образом.

Изделий из древесины, относящихся к этому раннему периоду, не обнаружено, зато на стенах пещер найдены изображения зверей, рисунки, воспроизводящие образ жизни первобытных людей, занимавшихся в основном охотой.

Возможно, что создание жилища как такового стало необходимым не только из6за неудобства пещер и зависимости от них, но явилось также и следствием первого выдающегося изобретения — каменного топора. Последующие открытия первобытного человека, а именно: огонь, рычаг, нож и колесо, которые стали основой развития механики, совершаются еще в доисторическое время.

После того, как человек покинул пещеру, он начал создавать для себя жилища, шалаши из древесины и тростника, хижины из подобного материала.

Это происходило уже в ранний каменный век, когда варварство и жестокость достигли наивысшего размаха: начало этого периода относится примерно к XV—XIII тысячелетию до н. э., а конец — ко времени зарождения цивилизации; в Египте это примерно V тысячелетие до н. э., в Европе — II тысячелетие до н. э.

Примитивные постройки уже связаны с определенным местом. Дом стоял на твердой почве и в зависимости от ландшафта, места и климата имел различные формы, которые медленно изменялись; это хижины, землянки, юрты и, наконец, деревянная постройка, которая имела уже форму настоящего дома. Хижины собирались из тонких жердей, снаружи покрывались ветками и плетеньем из прутьев, а внутри остов обмазывали глиной или завешивали шкурками животных.

Дошедшие до нас дома6урны из глины или металла, служившие для хранения праха умерших, являются копиями примитивных построек.

В период неолита наряду с животноводством и земледелием развивалось прядильное, ткацкое дело, гончарное ремесло и обработка древесины. Даже самые ранние изделия уже украшаются, появляется орнаментика, которая не прекращает своего существования на протяжении всей истории развития отдельных предметов.

Первыми элементами орнаментики были точка, штрих, узор шахматной доски, зигзагообразная и волнистая линии, круги и абстрактные формы, которые получаются при плетении и вязании. Развитие идет от конкретного изображения к абстрактным формам. Отдельные мотивы украшения представляют собой стилизованные изображения или символы предметов действительности: зигзагообразная линия изображает, например, змею, а крест — птицу. Постепенно эти изображения становятся все более абстрактными, сохраняют лишь самые характерные очертания реальных предметов, постепенно превращаясь в символы. Следовательно, элементы действительности стилизуются, образуя символы, и из их творческой абстракции возникает орнаментика.

Некоторым художественным элементам форм приписывалась чудодейственная сила. Часто рождение орнамента было обусловлено не конкретным замыслом, а свойством материала или техникой обработки. Орнаментика, возникшая таким образом, раскрывала структуру предмета (например, рисунок соединения кирпичей); такой орнамент называют структурным, в противоположность мотивам, которые изображают природные формы. Структурными орнаментами, к примеру, являются отпечатки пальцев на сосудах из глины или переплетения в виде шнурка, каната. Граница между повседневным ремеслом и искусством стирается. Художественные явления, прежде всего явления декоративного искусства, не только с точки зрения их общественной функции, но и формального развития тесно связаны с повседневной реальной жизнью, орнаментика всегда зависит от материала, способа изготовления и характера украшаемого предмета. Основой каждого орнамента является ритм: повторение одинаковых элементов, новая форма выражения ритмики труда и танца.

 

1—3. Примитивные «переносные» сиденья:

1. Деревянный пень.

2. Вязанка прутьев.

3. Уложенные друг на друга рейки и доски.

4—21. Примитивные по тектонике мебельные формы:

4. Стул для еды с отверстием в середине для котла.

5. Табурет.

6. Табурет с выдолбленным сиденьем.

7. Стол из деревянного пня.

8. Стул для еды (илл. 4), перевернутый для показа крепления ножек.

9, 10. Примитивные табуреты из целого деревянного чурбана или с использованием естественного изгиба дерева.

11 и 13. Табуреты, служившие и столами.

12. Стол-жёрнов.

14. Стол-стул с расходящимися ножками.

15. Праформа современной кровати (скамья, на которой стелили постель).

16. Стол с х-образными ножками и ящиком.

17. Ложе: примитивный каркас с плетением из соломы или лыка.

18. Праформа столов с большим выдвижным ящиком.

19, 20. Сундуки плотницкой работы, средневековая форма; украшены примитивным «процарапанным» геометрическим орнаментом.

21. Скамья-кровать; примитивный каркас, состоящий из двух козел и нескольких досок.

В каждом примитивном земледельческом хозяйстве можно было найти предметы, украшенные традиционной орнаментикой. Складывались определенные нормы поведения и жизни, стало необходимым приспосабливаться к традициям общества, придерживаться его морали. Считалось обязательным выполнять любую работу по уже выработанным строгим правилам.

Раньше основную часть предметов домашнего обихода изготавливали женщины (пряжу, ткани, керамическую посуду).

В период неолита каменные предметы совершенствуются и в результате шлифования приобретают более утонченные формы. Усовершенствованные средства производства способствовали развитию жилищного строительства.

Появляется деревянная хижина на сваях над водой, которая обеспечивала большую безопасность. (В Новой Гвинее еще и сейчас есть подобные хижины.) На территории нынешней Швейцарии, Баварии, Австрии и в других местах возникали целые поселения на сваях. Первой формой сознательной строительной деятельности является деревянная постройка. Дома, построенные над водой, были к тому же и лучше оборудованы. Увеличилось количество предметов обихода, происходит их постепенная дифференциация: орудия охоты, рыболовства, земледелия; жернова, циновки, предметы домашнего обихода, выдолбленные из. стволов деревьев (посуда, корыта, табуреты); глиняные сосуды.

Первобытному человеку для каждого нового шага вперед на нелегком пути создания жилища и усовершенствования средств производства нужны были сотни лет. Долгое время каждая маленькая община самостоятельно, без разделения труда создавала свое жилище, вооружение и необходимые орудия труда. Продвигаться вперед можно было лишь по мере совершенствования орудий труда. Когда человек начал осваивать металлы — на рубежеIII—IV тысячелетий до н. э. бронзу, а к концу II тысячелетия до н. э. —железо, — были созданы предпосылки для совершенствования способов строительства жилища. Бронза, найденная среди остатков свайных построек, свидетельствует уже о новой эпохе.

Применение новых, более совершенных материалов и разделение труда привели к бурному развитию производительных сил. В каждой общине появляются свои ремесленники (плавильщики металла, кузнецы и т. д.).

Примитивное ремесло в результате применения металлов полностью преобразуется. С помощью усовершенствованных орудий труда, изготовленных из металла, уже со знанием дела стали обрабатывать древесный материал; примитивные каменные инструменты становятся ненужными. Металлические инструменты были несравненно лучше, основные их формы возникли еще в древности, когда пользовались зубилом, сверлом, молотком, топором и ножом. Вместо практиковавшегося прежде способа соединения деревянных деталей стали применять новый способ структурного соединения. Соединения деревянных элементов (шканты, цапфы, шипы) усовершенствовали технологию изготовления. В египетской мебели, которая появилась намного позже, подобные соединения повлияли на развитие новых типов структурных соеди6 динений.

По оборудованию жилых помещений первобытного человека еще нельзя судить о мебели в ее современном понимании. Подобные предметы не выделялись среди прочих вещей домашнего обихода. Во всяком случае, они не имели такого значения, как, например, оружие. С усовершенствованием инструментов постепенно развивалось столярное дело, учились конструировать предметы, тектонически соединять составные части.

Искусство резьбы по дереву достигло высокого уровня развития гораздо раньше, о чем свидетельствуют сохранившиеся сосуды из дерева и другие предметы домашнего обихода (например, блюда, ящики, чаши, табуреты и пр.).

Сначала деревянные резные изделия изготавливались каменными орудиями, так как первые орудия из бронзы были еще несовершенными из6за мягкости металла. Только позднее, открыв способ закалки металла, человек научился делать орудия более прочными. Деревянные изделия первобытной эпохи до нас не дошли, ведь древесина легко портится, однако дошло множество предметов обихода и художественных изделий из других материалов.

Трудно точно установить границу между периодами варварства и рождающейся цивилизации. В Месопотамии признаки цивилизации относятся к 8000 году до н. э., к тому времени, когда в Европе первобытный человек забивал первые сваи в грунт озер. В конце VI тысячелетия до н. э. в Месопотамии уже знали бронзу, которую в Европе начали применять значительно позже.

Развитие производительных сил привело к распаду родовых общин. Исчезло первоначальное равенство людей, возникло классовое рабовладельческое общество, основанное на эксплуатации рабов. Новый общественный строй способствовал повышению уровня развития производства, пришедшего на смену первобытному. Продолжается дальнейшее разделение труда: появляется все больше новых ремесел, ширится товарообмен. Классовые противоречия все более обостряются. Потребность в рабочей силе удовлетворяется в основном за счет рабов, захваченных во время войн, что побуждает к новым грабительским походам. Война с применением металлического оружия становилась настоящим промыслом.

Первобытный человек строил примитивно, он лишь складывал природный материал. Свои постройки и предметы обихода первобытный человек создавал исключительно для удовлетворения элементарных потребностей. Тольков конце эпохи варварства, — в период зарождения цивилизации — проявляются в строительном деле зачатки искусства, рождается его своеобразный язык. Когда представления о пространстве и форме, опыт и обычаи стали преобладать над грубой целесообразностью и оказались способными выражать идейное содержание, появляется осознанное художественное оформление, иными словами — стиль.

Нет сомнения, что среди всех материалов, которые имелись у человека для строительства и украшения своего дома, начиная с древних времен и до настоящего времени, дерево было и остается самым излюбленным. Во все времена для изготовления любых видов мебели прежде всего применялась древесина. Хотя древесина и была очень благодатным материалом, тем не менее первобытному человеку было трудно ее добывать и обрабатывать. Длительное время он не умел разрубать сваленные деревья и был вынужден обрабатывать их целиком. Все предметы «мебели», а также блюда, корыта, ладьи изготавливались сначала из цельной древесины, чаще всего из ясеня, клена и дуба. Стволы деревьев обрабатывали с большим трудом, с помощью огня, каменных топоров и ножей.

Конструктивное соединение элементов появляется только после усовершенствования техники дробления и соответствующих инструментов. Мебель стали делать лишь с того времени, когда с помощью усовершенствованных пил стволы деревьев стали распиливать на доски (впервые мы встречаемся с этим в Египте).

Благодаря своей находчивости человек научился использовать в качестве предметов примитивной мебели природный материал, например, пень, искривленную или раздвоенную ветку и т. д. Можно даже сказать, что они стали образцами и элементами примитивного мебельного производства и до сих пор сохранились в крестьянской мебели тех мест, которые изолированы от культурного влияния. Примитивные мебельные формы представлены в табло 1 (илл. 1—13). Часть из них — крестьянская мебель, использующаяся и в наше время, — пример древних методов конструирования мебели (по работе Дёрффи «Материальная культура венгров»). Одновременно с развитием технологии обработки древесины для повседневных нужд развивается и умение художественно оформлять, украшать изделия. Предметы, выполненные из одного куска дерева, украшались замечательной резьбой, которая не служила практическим целям. Искусство резьбы по дереву является самой древней художественной техникой. По мере усовершенствования инструментов постепенно развиваются и другие методы обработки дерева. В результате расширения торговли стало возможным приобретение более ценных пород древесины. Столярное ремесло развивалось на опыте, приобретенном в процессе грубой плотницкой работы.

Наблюдение за жизнью низкоразвитых племен дает нам возможность в какой6то мере пополнить наши знания о первобытном периоде истории человечества. Предметы быта этих людей, еще связанных между собой родовыми отношениями, знакомят нас с жизнью наших далеких предков. В результате исследований было установлено много общего между их орудиями труда и орудиями труда первобытных людей. Папуасы Новой Гвинеи и сейчас еще живут в свайных постройках, подобных тем, какие строились на территории Швейцарии в конце каменного века; каменные орудия труда коренных жителей Тасмании напоминают таковые человека ледникового периода. О высоком мастерстве этих народов свидетельствуют многие изделия, хранящиеся в крупнейших музеях мира.

Еще в начале нашего столетия уровень развития народностей Австралии и Огненной Земли можно было приравнять к каменному веку. Отдельныенародности Океании (меланезийцы, полинезийцы, микронезийцы) и южноамериканские племена вели образ жизни периода неолита и, пока не столкнулись с европейцами, не знали о существовании металлов. Эти люди жили в хижинах, богато расписанных, украшенных резьбой. Они изготовляли примитивные предметы обстановки, например, табуреты в форме зверей, скамьи, подголовники, используя разнообразный стилизованный орнамент. Очевидно, изготовители находили больше удовольствия в самом процессе художественной резьбы, чем в удовлетворении элементарных требований в отношении удобства, о которых они почти ничего не знали. На том уровне развития, когда предметы домашнего обихода изготавливали из массивных деревянных чурбаков, не было четкой границы между мебелью и другими предметами обихода. Например, выдолбленное блюдо на ножках служило одновременно посудой и столом. Здесь почти нет следов столярной работы, в противоположность кровати (33), которая имеет примитивное соединение деревянными шипами и является, таким образом, уже столярной конструкцией, собранной из деталей (ср. илл. 35, 42).

Древние народности Центральной Америки до того, как ее открыли европейцы, уже умели плавить металл и стояли на весьма высокой ступени развития, которая почти соответствовала бронзовому веку. Ко времени открытия Америки в Перу, Мехико и на полуострове Юкатан у ацтеков, инков и индейцев племени майя сохранились следы древнейшей культуры, существовавшей более 2000 лет назад. Деревянной мебели, кроме некоторых находок в Перу, почти не сохранилось. Мы имеем представление об этой мебели благодаря графическим изображениям в рукописях (30). В Коста6Рика, на побережье Эквадора, была найдена интересная каменная мебель, которая имеет некоторое родство форм с африканской деревянной мебелью (29, 31). Были найдены выполненные с большим мастерством плетеные тростниковые ко6 робы, которые служили для хранения инструментов и одежды (32). Некоторые народности Африки, которые уже владели металлическими орудиями труда и оружием, вплоть до XVII в. развивались изолированно, не имея связей с другими народами. Возникли крупные политически и экономически развитые негритянские государства, с высокоразвитым искусством бронзового литья и резьбы по дереву. Удивительно, что эти народности, владея металлическими орудиями труда, не совершенствовали технологию изготовления предметов домашнего обихода, как это делали первобытные народы в конце каменного века. Так, например, африканцы не знали столярного ремесла, зато усердно занимались резьбой по дереву, богато украшая ею свои дома внутри и снаружи.

Древнейшая форма африканских домов напоминает улей или цилиндр. Эти дома имеют в плане форму круга и остроконечную крышу, однако встречаются и четырехугольные дома с двускатной крышей. Жители этих хижин как в прошлом, так и сейчас с большим мастерством и фантазией изготавливают сами все необходимое для дома. У них встречаются некоторые изделиямебели, прежде всего мебель для сидения, привлекающая внимание своей красотой. Эти изделия, выполненные из массива древесины, свидетельствуют о развитом чувстве формы. Опоры обычно сделаны в виде фигур человека или животного (34, 36, 37, 39). Поражает не только чувство прекрасного в декоративном оформлении, но и чувство комфорта. Так, сиденье, имеет вогнутую поверхность (38, 39).

Разнообразные формы мебели для сидения свидетельствуют о попытках применения простейшей тектонической конструкции. Деревянные детали скреплены шипами, сиденье и спинка плетеные (35, 42). Бросается в глаза некоторое сходство с египетскими формами, что помогает составить правильное представление о египетских мебельных формах аналогичной конструкции. Примером использования богатой орнаментики являются столы, сундуки и другая мебель с тонким рисунком барельефов на их поверхностях.

Это интересные, выразительно стилизованные работы с использованием орнамента, которые немного напоминают старые формы пряников (искусство африканской народности бини, государство Бенин). Наряду со скамьей, стулом и табуретом представлено ложе («negalabah») с каркасом из пальмового дерева, прямыми, производящими впечатление выточенных, ножками и гибкой плетеной поверхностью для лежания (24, 25). Оригинальным изделием мебели является комбинация сиденья и емкости из упругой древесной коры — коробка цилиндрической формы, которая может открываться (43).

К изделиям африканской мебели можно отнести ларцы и сундуки простой конструкции. Они собраны из отдельных элементов и украшены геометрическим орнаментом, цветной кожей, мехом и бечевками из растительных волокон. Эти интересные предметы обнаруживают богатство фантазии и юмора. Для примитивных культур, следовательно, характерны довольно разнообразные, представляющие уже художественную ценность мебельные формы.

По технике изготовления африканская мебель, несмотря на использование металлических орудий, не лучше, чем изделия коренных жителей Америки. Основные формы мебели еще не дифференцированы и не выделяются среди прочих предметов домашнего обихода. Они богаче украшены, выше мастерство резьбы и живописи, но мало целеустремленности, направленной на удовлетворение практических потребностей.

Чувствуется стремление к членению мебели, однако столярного мастерства еще нет. С ним мы впервые встречаемся у египтян.

22. Примитивное сиденье без ножек, «сконструированное» путем связывания элементов и плетения.

23. Деревянное сиденье, ствол бакайри. Батавы. 24. Примитивное ложе из тонких деревянных реек, привязанных к элементам рамы, с плетеной поверхностью для лежания.

25. Скамья для сидения и лежания. Племя момбутту.

26. Сиденье, позволяющее вытягивать ноги, из разветвленного древесного ствола с подпоркой.

27. Сундучок для съестных припасов, украшенный резьбой по дереву. Северная Америка, племя хайда.

28. Подставка для головы, резьба по дереву. Раму, Новая Гвинея.

29. Каменная скамья из базальтовой лавы. Коста6Рика, Центральная Америка.

30. Мексиканское божество,сидящее на стуле.

31. Каменное сиденье. Кара де Хойя, побережье Эквадора.

32. Древнеамериканский рабочий короб из анконских захоронений.

33. Кровать. Тауи, Адмиралтейские острова

34. Сиденье из массива древесины. Маньема, Западная Африка.

35. Табурет. Кордофан, Африка.

36. Мебель для сидения, Камерун, Африка.

37. Стул. Африка.

38. Мебель для сидения из массива древесины. Камерун, Африка.

39. Мебель для сидения. Камерун, Африка.

40. Стол6табурет. Того, Африка.

41. Сундук негров племени киоко. Конго, Западная Африка.

42. Трон. Острова Биссаго.

43. Мебель для сидения, служащая одновременно емкостью; Западная Африка

Источник

Дюла Кес. Стили мебели

Tags: , ,

Эта статья была опубликована: Вторник, августа 7, 2012 в 16:25 в категории Искусство. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha