Мебель Этрурии

Автор: admin   
февраля 22,
2013

Предшественниками римлян, населявшими территорию Италии, были этруски. О происхождении их нам почти ничего неизвестно. У них, как и у греческих колонистов, уже в VI веке дон. э. были своя культура и искусство, имевшие некоторое сходство с культурой и искусством греков, однако по значению оставшиеся далеко позади. Многие характерные черты искусства этрусков легли в основу римского искусства. Период расцвета этрусской культуры приходится приблизительно на 800—400 годы до н. э.

Этруски были прекрасными зодчими; они долгое время строили из дерева,  но уже умели делать своды. Основным типом жилого дома был дом с атрием,  планировка которого обычно соответствовала планировке дома в эллинистических Помпеях. О форме более ранних жилых домов нам дают представление сохранившиеся урны для праха, которые являются уменьшенными копиями домов и довольно достоверно воспроизводят древние итальянские архитектурные формы (например, урна из Кьюзи).

 

Об этрусских жилищах и мебели мы знаем благодаря богатому культу захоронения. Высеченные в скалах погребальные камеры (tomba a camera) состояли из одного или нескольких помещений и были оборудованы точно так  же, как и жилища. Подобно другим народам античного мира, этруски оборудовали для умерших удобные жилища, с особой тщательностью были высечены из камня не только стены, отверстия, балки перекрытий, но и вся обстановка. О столярном ремесле этрусков можно судить по копиям из камня,  найденным в погребальных камерах, или по изображениям на вазах, бронзовых или глиняных моделях. В погребальных камерах также широко была  представлена этрусская живопись и скульптура VII и VI веков. Обычно саркофаг украшали изображением лежащей фигуры умершего мужчины или женщины. Такие саркофаги дают нам полное представление об этрусском ложе  (131). Наряду с другими предметами по изображениям можно проследить  и форму многих изделий мебели.

Этруски, как и восточные народы, обладали высокоразвитым искусством бронзового литья; пожалуй, это наиболее характерная для них техника.

Этрусские декоративные мотивы большей частью напоминают ассиро-финикийские образцы. Этруски использовали фурнитуру из листов штампованного металла, некоторые данные свидетельствуют о том, что этруски применяли технику штамповки металла. Они лили бронзу с помощью глиняных  моделей, изготовляя предметы оборудования жилища, например, декоративные шкафчики (129), зеркала, канделябры (133, 137), треножники, жаровни  для приготовления пищи на древесном угле (132), щиты и прочее, в основном — предметы роскоши. Для мебели характерны многочисленные бронзовые элементы — особенность, которую сохранила и римская мебель.

Мебель по богатству форм не уступала греческой, но отнюдь не была такой  изящной. Для украшения часто использовали профилирование, выточенные  кольца, изображения зверей, волюты и пальметты. Этруски любили великолепие и роскошь, что наглядно отражалось на их мебели. Они обычно исходят  из греческих форм, почти аналогичной греческой была и техника изготовления. Ранняя этрусская мебель, как и архаическая мебель греков, отличается  застывшими прямоугольными формами и строгой стилизацией.

Этрусская кровать имела форму, сходную с греческой; нам эта форма известна по уже упомянутым моделям из терракотты (например, саркофаг из  Черветри, 131). Ножки имеют строгую форму, украшены волютами и пальметтами. Простые ложа изготовляли из диагонально переплетенных бронзовых полос (138).

Что касается мебели для сидения, этруски имели как стулья со спинкой,  так и без нее (135), простые типы мебели для сиденья изготавливалась отчасти или полностью из бронзы (136). Парадное кресло имело характерно  этрусскую форму, о которой мы знаем по глиняным моделям, — форму колокола; оно отличается динамичностью линий и может считаться древнейшим  «предком» современного кресла. Такие кресла имели деревянный каркас, покрытый бронзовыми пластинами с чеканкой (134).

Типичным предметом этрусской обстановки был цилиндрический декоративный шкафчик (cista), его обычно изготовляли из чеканной листовой бронзы  с богатой сюжетной и орнаментальной композицией (129). Этруски создали  практичную и элегантную форму канделябра, как нельзя лучше отвечавшую  своему назначению, ведь в античности пользовались очень примитивным способом масляного освещения. Оформленные с большим пониманием и вкусом,  эти светильники можно отнести к самым совершенным художественным изделиям античности. Они, как и другие изделия из бронзы, оказали большое  влияние на римские формы.

Говоря о других изделиях мебели, следует упомянуть сундук — универсальный вид мебели для хранения предметов у всех народов античности. Примитивная глиняная модель донесла до нас форму сундука, который имел довольно четкую столярную конструкцию и примитивное украшение (139).

Этрусские памятники искусства еще несовершенны, однако несомненно,  что этруски были одаренным народом. Когда римляне заняли весь Апеннинский полуостров, они переняли художественную культуру этрусков. Этрусские мебельные формы и бронза имели большое значение в общей истории  культуры, они, с одной стороны, свидетельствовали о распространении азиатских и греческих форм на Западе, а с другой стороны — были первой ступенькой на пути грандиозного развития древнеримской культуры. Страну древних греков называли Элладой. На ее территории еще до греков жили народности с высокой культурой. Культура бронзового века на островах Эгейского моря мирно процветала на протяжении более чем тысячи лет, до вторжения греков. Занимавшееся мореплаванием и торговлей население этой области вело городской образ жизни; благодаря мореходству оно разорвало преграды изолированности и способствовало распространению ближневосточных культур в европейских странах. О высоком развитии техники и искусства свидетельствуют найденные в ходе новейших раскопок произведения живописи, декоративного искусства, изящные изделия из металла.

Этрусская мебель

 

129. Бронзовый шкафчик цилиндрической формы (т. н. киста). Рим.

130. Фрагмент надгробия (стела). Флоренция.

131. Саркофаг из терракоты в форме ложа. Черветри, VI в. до н. э., Лувр, Париж.

132. Бронзовая жаровня для приготовления пищи на древесном угле.

133. Бронзовый канделябр.

134. Трон, украшенный бронзовой чеканкой.

135. Высокое сиденье (с фрески из могильного склепа в Орвието).

136. Бронзовое кресло с погребальной урной.

137. Бронзовый треножник-канделябр из этрусской гробницы.

138. Бронзовое траурное ложе (катафалк) из Корнето.

139. Глиняная модель этрусского сундука, VII в. до н.э.

 

Дюла Кес. Стили мебели

Tags: ,

Эта статья была опубликована: Пятница, февраля 22, 2013 в 17:50 в категории Искусство. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha