Классицизм. Стили мебели

Автор: admin   
февраля 20,
2014

Классицизм конца XVIII века — это дань великого столетия мебельного искусства античным художественным формам. Во Франции, где новый стиль именуется стилем Людовика XVI, классицизм был последним в ряду «королевских стилей». Четыре предыдущих охватывают всю эпоху барокко, от самого раннего, еще переходного этапа до рококо.

Принцип периодизации «по королям» носит, естественно, весьма условный характер. Было бы, например, неверным хронологические рамки классицизма определять годом смерти Людовика XV (1774) и 1789 годом. Подобного рода периодизация еще менее оправдана для других стран.

Во Франции в рассматриваемый период самыми богатыми заказчиками  и меценатами все еще были королевская семья и придворная аристократия.

Влияние двора распространялось на все отрасли искусства, включая и художественную мебель.

Рококо, с его вычурностью, манерностью, чрезмерной декоративностью, не  могло долго продержаться, несмотря на всю талантливость мастеров, представлявших этот стиль. Вскоре после расцвета, приходящегося на середину  века, стиль обнаруживает признаки усталости, повторяемости; ряды его приверженцев быстро редеют. В печати, чутко реагирующей на смену вкусов,  появляются статьи с острыми нападками на рококо и с призывами к искусству более рациональному, более трезвому. “Зарождающийся новый стиль  — классицизм — в полной мере отвечал запросам времени.

Эти события имели и свою предысторию: раскопки, проведенные в Геркулануме (1738) и Помпеях (1748), а также появившиеся по их следам труды  историка Винкельмана и других ученых, породили новую волну интереса  к античному искусству. Появившись сначала в архитектуре, формы классицизма постепенно проникают и в прикладное искусство, в том числе и мебель.

Капризно изогнутые формы и динамичный орнамент рококо начинают «успокаиваться» уже в середине 17606х годов. Линии выпрямляются, членения  поверхностей становятся все более простыми и ясными. Отсюда и берет свое начало новый стиль, который достигнет полной зрелости в период правления  Людовика XVI (1774—1789).

При смене стилей всегда существует переходный этап, на котором старое  некоторое время продолжает уживаться с новым. Подобный этап тем более  неизбежен в случае таких взаимоисключающих стилей, какими были рококо  и классицизм. Не сразу были изжиты, например, изогнутые линии рококо;  правда, теперь они приобретают большую плавность и очень тонко увязываются с античными орнаментальными мотивами. Надо сказать, что переходные формы, несущие на себе печать слияния или борьбы двух стилей, иногда  более интересны, чем образцы, чистые в стилевом отношении.

Как бы там ни было, бесспорным является тот факт, что классицизм, причем уже довольно развитый, решительно заявил о себе еще в годы правления  Людовика XV (например, архитектура и интерьер дворца, выстроенного для  мадам Дюбарри).

В числе покровителей нового направления в искусстве была и фаворитка  короля — всесильная мадам Помпадур. В ее общество были вхожи виднейшие художники эпохи, пристально следившие за результатами раскопок в  Риме. В честь этой знаменитой в свое время женщины еще при ее жизни  некоторые из новых мебельных форм были окрещены «a la Pompadour».

Новый стиль — «a la grecque» (т. е. «в античном, греческом духе») — распространяется с быстротою моды. Покорив архитектуру, он проникает в интерьер, мебель, предметы утвари, декоративные изделия, одежду, прически.

Мадам Дюбарри тоже окружила себя великолепными предметами а 1а  grecque. Сохранились счета, в которых зафиксированы обстоятельства приобретения и точное описание мебели, поставлявшейся для ее дворца. На формирование нового мебельного стиля значительное влияние оказали и вкусы  самого короля, Людовика XVI.

Важным фактором, содействовавшим победе более пуританского по духу  классицизирующего стиля, было сильно ухудшившееся в конце царствования Людовика XV экономическое положение страны. Несмотря на то, что  и этот, оперировавший относительно скромными формально6выразительными  средствами стиль продолжал быть стилем придворно6аристократического искусства, в нем все же было уже и много буржуазных черт. Знаменательно,  что именно буржуазия первой обратилась к античному наследству. Вытеснение пышности «королевских стилей» строгими античными формами было одним из признаков надвигающейся революции. Пройдет еще немного времени,  и мощные удары буржуазной революции до основания сотрясут феодально-абсолютистскую систему. Для представителей демократической мысли XVIII  века образцом государственного устройства служила Римская республика.

Не удивительно поэтому, что классицизм стал выразителем революционных  идей и настроений. (Правда, позднее этот же стиль с не меньшим успехом послужил целям прославления могущественного тирана.)  Итак, в искусстве классицизма вновь ожили художественные традиции  античного мира. Среди художников, чье творчество содействовало возрождению интереса к античному искусству, был и итальянский архитектор и  график Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778), автор знаменитой серии  офортов «Римские древности» (1748). Виднейшим проводником классических  форм во французском зодчестве этого периода был Жак Франсуа Блондель,  с 1756 года возглавлявший парижскую Академию архитектуры.

Классицизм привнес с собой в интерьер простые и строгие формы, утонченность деталей. Однако позднее появляется тенденция к поверхностному,  шаблонному подражанию античным образцам, уводящая от благородной  простоты и строгости в сторону холодной рассудочности. В классицистическом  интерьере снова возрождается — хотя и не в очень выраженной форме —  принцип архитектонического решения стен и потолков; строгие обрамления  членят плоскости на ряд автономных частей, некоторые из которых несут  на себе в качестве акцента резную розетку, рельефный медальон или виньетку.

Интерьер 1770-х годов носит подчеркнуто женственный характер; в нем доминируют нежные цвета, слегка принужденная элегантность и легкий привкус  слащавости в декоративном убранстве.

В поисках образцов для новых мебельных форм мастера зрелого классицизма обращаются к Древней Греции и Риму. В формах предметов теперь  начинают господствовать ясность и гармоничность пропорций, спокойное  равновесие частей. Предпочтение отдается прямым линиям, декор же сводится лишь к самому необходимому. Здесь архитектоническое начало не  столь выявлено, как, например, в ренессансной мебели, но нет уже и той слитности деталей в единую массу, какая была характерна для изделий рококо.

В классицистической мебели вновь подчеркивается конструктивный принцип, причем теперь этой цели служит и декор, линии которого послушно  повторяют очертания поверхности предмета (485, 487).

Различие между старым и новым принципом построения легко обнаруживается уже при сравнении конструкции мебельных ножек. Для барочной  мебели характерны непосредственные переходы корпуса комода, шкафа или  царги кресла в гнутые ножки. Предмет производит такое впечатление, словно  он вырублен из единого монолита. В данном случае решение носит пластический, а не архитектонический характер. В изделиях классицистической  мебели ножки трактуются иначе: снова подчеркивается функция опорных  конструкций как несущих элементов; они выпрямляются и уподобляются  небольшим, суживающимся книзу круглым или квадратным в сечении колонкам с капителью (небольшой куб в месте соединения с царгой), а часто и с  каннелюрами. Подобно ножкам, в соответствии с принципом автономности,  конструктивности решаются и другие составные части предметов.

Для украшения мебели вновь широко употребляется набор маркетри в сочетании с резьбой или с тонко-чеканными бронзовыми накладками. К прежним типам мебели для сидения в этот период не прибавляется новых. Мягкие элементы стульев и кресел обиваются, как правило, тканями с цветочным  орнаментом; спинки овальные или четырехугольные (486, 492). В мебели для  сидения роль резного элемента все еще велика. Богатая обивка, позолота,  строгие формы придают ей торжественный, холодный вид.

Наиболее характерными образцами переходного стиля (от позднего рококо  к стилю Людовика XVI) являются произведения Ризенера, созданные им около  1770 года. Ризенер прославился более всего своими бюро с цилиндрической  крышкой (487), исполненными в красном дереве и украшенными тончайшим  набором маркетри. От гнутых ножек и царг своих прежних работ он перешел  к ровным, строго члененным поверхностям, от бронзовой пластики — к декоративным фризам, выполненным в технике маркетри.

В новой мебели бронза оттесняется на опорные элементы и обрамления,  карнизы профилируются по античному образцу. Иногда, особенно в дорогих  изделиях, в центр филенки помещается четырехугольной или овальной формы  накладная деталь из золоченой бронзы. В орнаменте преобладают античные  мотивы: меандры, нити жемчужника, фестоны, цветочные или лавровые гирлянды, розетки, лист аканта. Нередко употребляются и цветные лаки (белый, зеленый) в сочетании с легкой позолотой отдельных деталей.

Одним из важнейших предметов обстановки был секретер с приподнятым  на высокие ножки кубическим корпусом (485). Среди изящных комодов, выполненных в новом стиле, немало настоящих шедевров мебельного искусства.

Иногда комоды надстраивали полками (commode6etagere). Прямая линия доминирует и в формах небольшого женского письменного стола (bonheur du  jour). Изящнее всего отделывались столы, особенно круглые, как правило,  рабочие столики на трех ножках, связанных полочного типа проножками.

Очень характерной мебельной формой было и уже упоминавшееся бюро с  цилиндрической крышкой.

Столики6консоли, ширмы, часы, различные подставки (491) украшались  тонкой резьбой, цветочными гирляндами, аллегориями. Деревянные части  предметов мебели для сидения и лежания обрабатывались резьбой низкого  рельефа, позолотой или белым лаком (486, 488, 489, 492, 493). Обивочные  материалы — гобелен, шелковые ткани с цветочным орнаментом и др.

Наиболее часто используется красное дерево, идущее главным образом на  фанеровку предметов. Филенки красного дерева инкрустируются наборами  из различных цветных, нередко экзотических пород дерева (сатиновое, розовое и др.). Обрамления часто выполняются породами более темных оттенков  (туя, палисандр, черное дерево). Многие изделия Ризенера украшены нарядными маркетри, набранными кусочками светлых и темных пород дерева.

Tags: ,

Эта статья была опубликована: Четверг, февраля 20, 2014 в 8:13 в категории Искусство. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha