Эволюция мультипликации

Автор: admin   
октября 28,
2012

 

28 октября мировое сообщество отмечает Международный день анимации — международный профессиональный праздник всех, кто имеет отношение к анимации и искусству мультипликации. Этот праздник учрежден в 2002 году парижским отделением «Международной ассоциации анимационного кино» (The International Animated Film Association, ASIFA) в честь 110-летия первой публичной демонстрации своего изобретения Эмилем Рейно (Emile Reynaud).

О дате зарождения мультипликации до сих пор ведутся споры. Одни считают, что это искусство берет начало в каменном веке, основываясь на пофазовом изображении движений животных на стенах пещер. Другие ведут отсчет с театра теней, или китайских оптических игрушек (180 лет до н. э.).

В 1908 французский художник-карикатурист Эмиль Коль создает мультипликационный фильм «Фантасмагория» («Fantasmagorie»). Он был первым европейским анимационным фильмом и именно в нём впервые был структурированный самодостаточный сюжет, а главный герой Фантош был наделен определенным характером.

Так и пошло: американцы свою анимацию отсчитывают от 1905-го, а европейцы всеобщую — от 1908-го, и недавно, в 2008-м торжественно отметили столетие.

 

В 1833 году Жозеф Антуан Фердинанд Плато, бельгийский физик, наклеил на диск, заключенный в специальный ящик, картинки, последовательно изображающие позы танцующей балерины. Через специальное окошко можно было увидеть, как во время вращения вместо нескольких картинок, появлялась движущая фигурка, плавно двигающаяся в танце.

 

Фенакистископ Плато

Это была рисованная мультипликация — для воспроизведения на экране использовались движущиеся изображения вращающегося диска или ленты с рисунками, система зеркал и источник света (фонарь).

 

Рейно

Сын медальера и часовщика, Рейно с детства работал у отца в мастерской. С 1858 года он начал осваивать ремонт и отладку оптических инструментов, а затем стал одновременно работать ассистентом парижского фотографа-портретиста Адама Саломона, занимаясь ретушью фотографий. В 1864 году он стал помощником известного лектора и популяризатора науки аббата Муаньо, путешествуя с ним по Франции и учась у своего патрона мастерству популярной лекции.

 

Кинеограф

В 1868 году английский художник Джон Барнс Линнетт запатентовал кинеограф — специальную книжку, где каждая страница представляет собой отдельный кадр, и при быстром перелистывании создаётся иллюзия движения.

Зоотроп

Взяв за основу зоотроп, который позволял рассматривать движущиеся картинки через видоискатель, в 1876 году Рейно усовершенствовал его, соединив с волшебным фонарём, что позволяло насладиться зрелищем уже не одному-единственному зрителю, а многим одновременно. Рейно придумал заменить цилиндр аппарата мягкой лентой, на которой были укреплены желатиновые пластинки размером 4?5 см; эти картинки через помещённое в центре зеркало отображались на экране. Кроме того, Рейно первым стал использовать постоянную декорацию, рисуя её отдельно от персонажей и передавая на экран посредством отдельного волшебного фонаря. Он был и первым, кто синхронизировал изображение и звук, причём музыкальное сопровождение для своих фильмов сочинял тоже сам.

Волшебный фонарь

С 1877 года Рейно обосновался в Париже и стал читать собственные популярные лекции. В это же время он сконструировал праксиноскоп — оптический прибор, позволяющий видеть последовательность из нескольких рисунков как плавное движение. В нем на вращающуюся призму были нанесены изображения и при быстром вращении создавался эффект движения.

Праксиноскоп

Французы, как родоначальники мультипликации, считают днем рождения этого вида искусства 30 августа 1877 года. Именно в этот день было запатентовано изобретение праксиноскопа французским изобретателем-самоучкой Эмилем Рейно. Немногим ранее, 20 июля 1877 года, Эмиль Рейно представил доклад перед членами Французской академии и продемонстрировал праксиноскоп — аппарат, собранный из коробки из-под печенья и зеркального барабана, и позволяющий просматривать на прозрачной ленте фазовые картинки, создающие иллюзию движения фигур.

На протяжении последующих полутора десятилетий Рейно совершенствовал свой аппарат.

Рейно нашел метод соединить иллюзию, которая создавалась в Зоотропе со слайдами из «волшебного фонаря». Это стало называться – Театр Праксиноскоп, в нем использовался фонарь и зеркала для показа цикла движущийся фигуры. Это всё проецировалось на специальный фон и было очень похоже на кукольный театр.

 

Оптический театр Рейно

28 октября 1892 года художник и изобретатель Эмиль Рейно продемонстрировал почтенной парижской публике, которая собралась в зале «Кабинета фантастики» музея Гревен. Разработанный им прибор мог одновременно проецировать на один экран сразу и анимированную картинку, и задник с фоном. Шоу, которое называлось «Световые пантомимы» (Pantomimes Lumineuses) уже не ограничивалось коротеньким анимированным циклом, как в Праксиноскопе, а было длительностью до 15 минут и состояло из около 500 рисунков, нанесенных на прозрачную желатиновую ленту. Механизм в аппарате поворачивался вручную (это был сложный процесс для оператора). В первую программу Рейно входили фильмы «Кружка пива» (Un Bon Bock, 1891), «Бедный Пьеро» (Pauvre Pierrot, 1891) и «Клоун с собачками» (Clown Et Ses Chiens, 1892).

Рейно впервые применил некоторые приёмы, ставшие основой технологии мультипликации. В их числе — раздельное рисование персонажей и декораций.

Это была полноценная анимация, с фонами, с движением персонажей, и к тому же цветная. Со временем Рейно добавил к своему оптическому театру устройство по синхронизации звука, так что его кино было не просто полноцветным, но еще и звуковым.

Свои фильмы Рейно рисовал вручную покадрово сначала на бумажках, а потом на аналоге кинопленки (это были желатиновые пластины, толстоватые и непрочные, но, в сущности, это была первая пленка). Пластины быстро изнашивались, и Рейно все время, пока не показывал фильмы, занимался их реставрацией, заменяя подплавившиеся от тепла оборудования «кадры», на новые. Так и жил: почти каждый день по 12 сеансов в музее, а потом — подправлять фильмы (за неделю износ был таков, что приходилось практически полностью перерисовывать фильм).

В 1893—1894 он создал свой шедевр «Вокруг кабины» (фр. Autour d'une cabine), но уже в 1895 рождение кинематографа нанесло ему сокрушительный удар: рукотворные ленты Рейно не могли соперничать с более быстрыми в производстве и более дешёвыми кинофильмами. Изобретение братьев Люмьер предложило зрителям не персонажей из кукольного театра, а реальных людей.

Заслуги Рейно перед анимацией переоценить трудно, но не все считают его создателем первого в истории мультфильма, поскольку в производстве его фильмов не использовалась киноплёнка как носитель изображения.

Изобретатель еще некоторое время боролся с кинематогрофом, но публики становилось все меньше — и, наконец, музей Гревен расторг контракт.

Растроенный Рейно изобрел еще одно устройство в 1907-м году: аппарат для проекции стерео-кино (того, что сейчас называют 3D), но финансовой поддержки не было, и до проекций дело не дошло.

В припадке отчаянья Рейно сломал все свое оборудование, а потом большую часть техники и материалов выкинул в Сену. Умер Рейно в 1918-м году в доме презрения. Нищий, всеми забытый и никому не нужный.

В 1894 году о рисованных картинках на время забыли, но после того, как идею движущихся рисунков соединили с изобретением кинокамеры братьями Люмьер, они вернули себе популярность.

В 1898 году Джордж Стюарт Блэктон и Альберт Э. Смит сняли первый кукольный фильм «Цирк лилипутов» («Тhe Humptu Dumptu Circus»), в котором использовались деревянные игрушки.

В 1899 году снят первый сохранившийся мультипликационный рекламный ролик Matches: An Appeal (автор — Arthur Melbourne-Cooper).

В 1910 году Владислав Александрович Старевич снял первый в мире объемный анимационный фильм «Прекрасная Люканида, или война рогачей с усачами».

В 1914 году американский художник-карикатурист Уинзор Маккей создаёт прообраз мультсериала с общим мультперсонажем (Gertie the Dinosaur), а в 1918 году снимает документальный мультфильм «The Sinking of the Lusitania» («Гибель Лузитании»).

В 1932 году был снят первый цветной анимационный фильм «Цветы и деревья» («Flowers and Trees») Уолта Диснея.

В 1958 году усилиями Осамы Тэдзуки в Японии создается уникальный стиль рисованной анимации — аниме.

В 1995 году выпущен первый полнометражный компьютерный мультфильм — «История игрушек» (студия Pixar).

В 1999 году году мультфильм «Старик и море» режиссёра Александра Петрова стал первым в истории кино мультфильмом для кинотеатров большого формата IMAX. В 2000 году этот же мультфильм был удостоен премии Американской киноакадемии «Оскар».

В настоящее время технологии мультипликации так далеко шагнули, что уже порой сложно определить, где анимация, а где «живое» кино.

В настоящее время существует несколько техник мультипликации:

Ротоскопирование — анимационная техника, при которой мультфильм создаётся путём обрисовки кадр за кадром натурного фильма с реальными актёрами и декорациями.

Пластилиновая анимация — вид анимации, где фильм изготовляется путём покадровой съёмки пластилиновых объектов, с их модификацией в промежутках между снятыми кадрами.

Песочная анимация — в ней лёгкий порошок (обычно очищенный и просеянный песок, но также соль, кофе, или что-то подобное) тонкими слоями наносится на стекло и перемешивается, создавая движущуюся картину (обычно все действия выполняются руками, но в качестве приспособлений могут использоваться и кисточки). С помощью диапроектора или световой доски получающееся изображение можно передавать на экран.

Рисованная мультипликация — технология анимации, основанная на покадровой съёмке незначительно отличающихся двумерных рисунков.

Компьютерная анимация — кадры вручную или автоматизированно создаются специализированными компьютерными программами.

В последнее время значительную популярность и распространение (особенно в сети Интернет) получила Flash-анимация, в основе которой лежит векторный морфинг, то есть плавное «перетекание» одного ключевого кадра в другой. Это позволяет делать сложные мультипликационные сцены, задавая лишь несколько ключевых кадров.

В графической мультипликации один кинокадр (фотоизображение) является фотографией рисованных объектов (графических, живописных, теневых (силуэтных), порошковых), основанные на плоских марионетках и перекладках, включая и фотовырезки). Фазы движения отдельных предметов или персонажей отрисовываются на листах прозрачной плёнки (целлулоида и других подобных листовых материалах), после чего накладываются на стекло, расположенное выше изображения фона или среды обитания персонажей.

В объёмной мультипликации кадр является фотографией объёмных, полуобъёмных, барельефных и плоских кукол-актёров.

Накануне международного дня анимации, художники-аниматоры практически со всего света обмениваются программами своих фильмов и устраивают премьерные показы своих творений. В настоящее время, подобные анимационные киносеансы одновременно проходят уже в 104 странах мира, включая и Российскую Федерацию.

В этот день аниматоры устраивают публичные просмотры. Сеансы мультфильмов одновременно проходят во многих странах.

В 2012 году исполняется 100 лет русской анимации, в Международный день анимации в Москве в рамках Большого фестиваля мультфильмов зрителям покажут более 400 фильмов, представленных в 50 тематических программах.

100-летию российской анимации посвящена интерактивная выставка с элементами аттракциона «Герои анимации», которая откроется в Центре дизайна Artplay, а также отдельный показ немых мультфильмов.

 

 

 

Использованы материалы

cybernett.info

Tags: , , ,

Эта статья была опубликована: Воскресенье, октября 28, 2012 в 10:17 в категории Искусство. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha