Эклектика и историзм. Стили мебели

Автор: admin   
октября 15,
2014

Elektika

В конце 20-х годов XIX века в мебели стиля бидермейер, до того развивавшейся в русле строгих классицистических традиций, намечается сдвиг в сторону большего богатства и разнообразия форм. Вслед за появлением отдельных элементов декора, позаимствованных из арсенала выразительных средств рококо, смягчаются, утрачивают строгую прямолинейность и сами  формы мебели; снова появляются гнутые ножки, усложненные контуры. Это художественное течение, названное неорококо, окончательно сложилось уже после Парижской революции 1830 года.

Во Франции до начала 30-х годов — в период правления Карла X —  господствующим стилем был буржуазный постампир6бидермейер. Сменяющий его стиль неорококо стремится вытеснить последние остатки классицизма. Эта тенденция особенно ощутима в искусстве Южной Германии и Австрии.

Неорококо зародилось во Франции; здесь его рассматривают как запоздавший «королевский стиль» и именуют стилем Луи Филиппа. В Англии ему  соответствует ранний викторианский стиль. Мода на неорококо, проникшее  как в дворцовые интерьеры, так и в убранство буржуазных жилищ, продержалась до 1860 года. Наибольшей популярностью этот стиль пользовался  в Вене.

В рассматриваемую эпоху венские мебельные мастера создавали великолепную мебель сначала в стиле ампир-бидермейер, позднее — неорококо.

Особенно высоко ценились изделия работы Иоганна Дангаузера, основавшего в 1804 году крупное мебельное предприятие. С Дангаузером работал  в качестве проектировщика и его сын, известный живописец. Начиная с 1834 года рисунки интерьеров и мебели Донгаузера-младшего нередко публиковались на страницах венских художественных журналов; в них мебельные  формы уже несут отчетливую печать стиля неорококо.

Формы мебели нового направления более затейливы и декоративны, однако  в отношении комфортабельности они не только не уступают, мебели стиля бидермейер, но даже превосходят ее. Неорококо, не привнесшее в мебель ничего существенно нового, было не столько стилем, сколько модным поветрием,  пришедшим на смену увлечению неоготическими формами. В новом направлении, примешавшемся к позднему бидермейеру, отразилось стремление богатеющего буржуа обставить свое жилище более роскошной и помпезной  мебелью.

Извечная жажда новизны, разнообразия в данном случае остановила свой  выбор на декоративности, что явилось закономерной реакцией на строгость  классицизма. Духу эпохи лучше отвечала мебель с замаскированной декором  тектоникой, исходной же точкой вполне могли послужить и «дежурные  блюда» в виде формальных элементов готики и рококо, предлагавшиеся  актуальным историческим «меню». К тому же этот «легитимистский стиль»  был и одним из политических средств реставрации Бурбонов, и, как таковой,  ой усиленно насаждался повсюду в Европе.

В Вене это романтическое стилевое направление, напоминавшее приветливое, по6домашнему уютное рококо времен Марии Терезии, легко было понято и быстро освоено местными мастерами. Первой на него прореагировала  женская мода; уже в середине 20-х годов свободные одежды сменяются корсетом и расширенной книзу юбкой, снова появляются кружевные воротники  и манжеты. Этот период именуют «периодом кринолинов». Разбогатевшую  буржуазию перестал удовлетворять мещанский пуританизм эпохи бидермейера, она стремится к жизни легкой и беззаботной, окруженной блеском  и помпой рококо. Это эпоха сентиментальных венских вальсов.

К 1840 году неорококо сильно потеснило позиции классицизма; оно начинает господствовать не только в формах дорогостоящих единичных предметов, но постепенно проникает и в массовую продукцию. Подражание образцам эпохи Людовика XV достигло таких размеров, что подчас трудно установить, имеем ли мы дело с оригинальной мебелью или с созданными в Вене  почти столетием позже предметами в стиле неорококо. И все же, при всей  внешней схожести, между оригинальным рококо и его «второй редакцией»  существует большая разница, обнаруживаемая не только в характере общего  воздействия, но и в различном подходе к решению форм и декора. Во «второй  редакции» мотивы рококо сосуществуют с посторонними примесями, с формальными элементами других стилей. Неорококо было, по существу, одним  из первых проявлений зарождающегося эклектизма.

В Вене ведущим мебельным предприятием рассматриваемого периода была фирма «К. Лейстлер и сын», выполнившая, помимо прочего, крупномасштабные работы по отделке и меблировке апартаментов дворца Лихтенштейна.

Богатое, великолепное убранство этого дворца служит ярким примером  аристократической линии неорококо (1842—1847). С 1842 года в Вене работает известный мастер Михаэл Тонет, первый представитель знаменитой династии мебельщиков. Он тоже принял участие в оформлении интерьеров дворца Лихтенштейна.

На развитие венской мебели стимулирующее влияние оказывали устраивавшиеся время от времени промышленные выставки. Первая выставка подобного рода под названием «Gewerbeproduktenausstellung» была организована в 1835, вторая — в 1839, третья — в 1845 году. Выставка 1845 года,  явившаяся широким смотром всех отраслей прикладного искусства и промышленности, занятых производством предметов домашней обстановки, прошла под знаком развитого неорококо. Среди экспонатов выставки преобладали дорогие, роскошные изделия, но наряду с ними показана и более практичная, целесообразная мебель. Все это единичные, уникальные предметы,  созданные традиционным ручным трудом; о фабричном, машинном производстве сравнимой с ними по качеству мебели пока еще не могло быть и речи.

Отличная продукция венских мебельщиков пользовалась заслуженным успехом на первой всемирной выставке, организованной в 1851 году в Лондоне.

Интерьерам неорококо чужд принцип архитектонического членения поверхностей стен; предпочтение отдается шелковым обоям, занавесям, а двери  и окна обрамляются тяжелыми, темными драпировками. Вообще ткани, преимущественно ярких расцветок, играют в оформлении жилищ этой поры важную роль. В орнаментику неорококо проникают и восточные мотивы, обнаруживаемые прежде всего в цветастом узорочье обивок. Из6за обилия драпировок в комнатах царил полумрак. Непременными предметами убранства  жилищ были мягкие диваны, декоративные подушки, индийские покрывала,  ковры. Мода на индийские ткани обязана своим появлением королеве Виктории. Бумажные обои, нередко имитирующие шелковые и другие ткани,  украшаются цветочным орнаментом. Мотивы рококо повторяются и в рисунке  позолоченных накладок, украшающих рамы для картин и зеркал. Последние  по сей день именуют «рамами Блонделя». В середине прошлого века со «стилем Блонделя» безосновательно ассоциировался и целый ряд других предметов, в которых были воскрешены богатые, изощренные формы рококо.

Очевидно, они исполнялись в Вене по рисункам Блонделя, хотя в оригинальных проектах этого мастера было больше простоты. Люстры делались из  стекла или золоченого дерева, а полы, даже в менее роскошных квартирах,  исполнялись в виде красивых наборных паркетов.

Предметы корпусной мебели в основном сохраняют прямолинейные формы,  влияние моды дает себя знать лишь в декоративном убранстве (626). Зато  каркасная мебель уже полностью перестраивается на новый лад. В декоре  элементы рококо нередко выступают в сочетании с готическими мотивами.

Позднее формы и контуры смягчаются, углы и рамки получают слабо выраженную профилировку. Если в эпоху бидермейера предпочтение отдавалось светлым породам, то теперь охотно используют темный орех, а для изготовления дорогой мебели и экзотические породы: палисандр, махагони, розовое  дерево и др.

После того как внушительные гардеробы были вытеснены в передние, в  жилых комнатах можно было обойтись ограниченным набором небольших  шкафов для белья и буфетов. Этим объясняется возросший в XIX веке спрос  на малогабаритные одностворчатые шкафы (626). Распространенным в эпоху  рококо буфетам предпочитаются более пригодные для демонстрации фарфора  и серебра серванты, состоящие из широкого комода с надстроенными на него  открытыми полками. На смену секретерам приходят обрисованные беспокойной линией письменные столы (628). Комоды выполняются с дверцами; изогнутые стенки и интарсии встречаются редко. Наиболее решительно гнутая  линия вторгается в формы мебели для сидения; декоративный принцип оформления снова начинает довлеть над конструктивным. В формах снабженных  высокими спинками стульев, кресел и диванов (630,632,629,627) мы напрасно  будем искать благородные пропорции, гармонию частей, присущие оригинальному стилю. Здесь тоже можно обнаружить готические, английские (Хэплуайт) и другие влияния. Стулья, кресла и диваны неорококо уступают  своим предкам в легкости и стройности; сиденья у них более низкие, а спинки  приподняты выше уровня головы. Очень популярной формой стола были небольшие одноопорные столики (631).

Мебель обивалась тканями, украшенными натуралистически трактованными цветами в сочетании с мотивами рокайля, но использовались и цветные  набойки. Если обивка была одноцветной (глубокого тона: коричневый, синий,  бордовый, темно6зеленый), то она отделывалась репсом или бархатом. Дорогая мебель обтягивалась шелком, камкой.

Несмотря на ограниченный выбор отделочных техник, мебель рассматриваемого периода производит декоративное впечатление. Динамичные формы  сопровождаются резьбой низкого рельефа, мотивы украшений — прихотливо  изогнутые, а то и закрученные элементы. Этот декор и беспокойные контуры  усложняют логику форм мебели, доводя ее подчас до абсурда.

Подражание образцам роскошных предметов мебели стиля рококо не всегда  приводит к созданию изделий, отвечающих критерию художественности.

За отсутствием соответствующих технических навыков, знаний и художественной интуиции даже простое повторение сложных линий и форм рококо  представляло собой невыполнимую задачу. Не удивительно, что в эту эпоху  было создано много низкокачественных изделий с вычурными, ни художественно, ни конструктивно немотивированными формами (631). Эту мебель все  еще можно встретить в старых буржуазных домах.

В Венгрии неорококо, хотя и не сразу, но тоже получило очень широкое  распространение. Изменения почти не затронули основных форм мебели бидермейера, лишь улучшились такие ее качества, как вместительность, удобство. Снова усиливается роль декора, предметы украшаются преимущественно резьбой по дереву и интарсией. Резным ажурным спинкам стульев  и кресел придаются самые разнообразные формы, а динамичные по рисунку  локотники завершаются спиральным завитком. Динамичной линией обрисованы и контуры столешниц, обрамления филенок предметов корпусной мебели. Диваны имеют укрупненные формы, динамичные спинки, точеные  ножки, традиционные или стеганые обивки. Опорным конструкциям столов,  скрепляемым точеными перекладинами, придают выразительные формы (мотив лиры и др.).

В одних случаях различие между этой мебелью и формами бидермейера  обнаруживается лишь в едва уловимых оттенках, в других — очень отчетливо  выражены характерные для барокко и рококо плавность линий и размытость  форм.

В Германии в рассматриваемый период мебельное искусство пережило  короткий этап неоклассицизма. Инициатором этого направления был архитектор Шинкель, построивший в Берлине целый ряд крупных дворцов и общественных зданий. В 1821 году Шинкель издал альбом с рисунками образцовых предметов мебели; эти проекты по6своему красивы и эффектны, но в  целом мебельные формы Шинкеля были холодными, строго академическими.

Все усилия берлинского архитектора, направленные на оживление немецкой художественной промышленности и популяризацию неоклассицистических мебельных форм, оказались безуспешными. Другим видным представителем академического направления был работавший в Мюнхене архитектор  Кленце.

 Неорококо

Neorokoko

626. Платяной шкаф. Вена, 1830—1840 гг.
627. Диван из темного махагони. Вена, 1850—1860-е гг.
628. Письменный стол из розового дерева. Вена, 1850— 1860-е г г.
629. Кресло ореховое. Вена, 1840—1850-е гг. (Гофбург).
630. Стул ореховый. Вена.
631. Столик красного дерева работы К. Лейстлера. Вена, 1842— 1847-е гг.
632. Стул ореховый с бархатной обивкой. К. Лейстлер. Вена, 1842— 1847-е гг.

Tags: , , , , , ,

Эта статья была опубликована: Среда, октября 15, 2014 в 10:54 в категории Искусство. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha