Бидермейер

Автор: admin   
июля 10,
2014

Bidemeyer

В ряду оригинальных стилевых направлений, логически вытекавших из хода развития мебельных форм, последним был стиль бидермейер. На следующем этапе в архитектуре и прикладном искусстве начинают господствовать эклектика и историзм, беспринципное подражание старым стилям. Собственно говоря, эклектичными по своей сути были уже ампир и бидермейер, поскольку одним из источников форм для них служили искусственно возрожденные стили отдаленных эпох.

Новый стиль, продержавшийся в мебели с середины 1810-х годов до буржуазно демократических революций 1848 года, привнес в буржуазное жилище скромный вещный мир с легким налетом сентиментальности. Более поздняя, высокомерная эпоха дала этому стилю насмешливое прозвище «бидермейер» (слово «бидермейер» — «бравый господин Мейер» — как синоним мещанства ввел в обиход поэт Эйхродт).

Традиции больших стилей некоторое время еще продолжают оказывать живительное действие на мебельное искусство, однако постепенно, с наступлением вялой, безликой эпохи от былого блеска остаются разве что одни воспоминания. Теперь, после падения Наполеона (1815), в эпоху Реставрации, «Священного союза» и всеевропейской реакции мебельное искусство перестраивается в соответствии со стремлением буржуазии к спокойной, упорядоченной жизни.

В первой трети XIX столетия, в эпоху бидермейера, между средой, окружающей человека, с одной стороны, и всем духовным и предметным миром — с другой, в последний раз наблюдается такое единство, какое имело место в случае больших, классических стилей.

От холодного, аристократического ампира бидермеиер унаследовал основные принципы построения и лаконизм. Однако это не архитектурный стиль; с наибольшей полнотой он проявил себя, прежде всего в мебельном искусстве и интерьере. Буржуазному сознанию отвечали такие стилевые формы, в которых главный упор был на практичности. Критерием же полезности бытовой вещи, мебели считались, прежде всего, такие качества, как прочность, доброкачественность, удобство.

В эту эпоху типично буржуазные элементы быта проникают и в дворцовый интерьер, в жилища королей и аристократической знати.

Стиль бидермейер, распространившийся почти по всей Европе, особенно пышно расцвел в Германии и Австрии. В рассматриваемый период мебельное дело стояло на высоком уровне и в Англии, Дании, России. Об этом свидетельствуют, помимо прочего, издававшиеся в начале века журналы мод и литературные произведения, служившие целям формирования, развития вкусов. Генетическая связь стиля бидермейер с ампиром несомненна; однако не менее, а то и более важным источником для него служила пуританская буржуазная мебель Англии конца XVIII — начала XIX века, не испытавшая не себе непосредственного воздействия бурь наполеоновской эпохи.

В 1808 году начал выходить журнал «Repository of Arts», на страницах которого воспроизводились проекты образцовых предметов мебели. Первое время это были проекты мебели в духе поздних образцов Шератона, Хоупа и Смита, но постепенно наряду с ними снова появляются проекты предметов с изогнутыми формами и точеными деталями. Позднее, около 1820 года, к ним присоединился еще и готизирующий резной декор, который, по сравнению, например, с остроумной, оригинальной интерпретацией готических и китайских элементов в творчестве Чиппендейла, свидетельствовал о происшедшей к тому времени порче вкусов.

Наряду со слабеющим классицизмом и строгим английским рационализмом на формирование своеобразной культуры жилья эпохи бидермейера известное влияние оказала и эмоциональность зарождающегося романтизма. В мебели бидермейера стиль цопф сочетается с упрощенными формами ампира.

Бидермейер не был простым производным от ампира, хотя отдельные специалисты и склонны считать, что в стиле бидермейер обрела полноту демократическая линия стиля ампир.

В английской мебели привлекали такие ее качества, как целесообразность и дешевизна. Влияние английского вкуса в 806х годах XVIII столетия проникло даже во Францию. Первое время представители имущих слоев общества — аристократы, коммерсанты, связанные с Англией торговыми узами, — заказывали мебель в Лондоне, отдавая предпочтение изделиям, выдержанным в стиле Шератона; позднее завезенные предметы послужили образцами для создания похожей мебели и в самой Франции. Так, параллельно с ампирными формами распространялась и иная, более практичная мебель. Складывавшийся на континенте стиль бидермейер испытывал инспирирующее воздействие со стороны английской мебели эпохи Регенства (1810—1820) и правления короля Георга IV (1820—1830).

Бидермейер был, по существу, стилем буржуазного искусства. Хотя отдельные признаки и роднили его с ампиром, свойственные тому холодная надменность, помпезность и богатство остались ему чуждыми. В буржуазном жилище не мог привиться и фальшивый пафос ампира. Интерьер стиля бидермейер, в полной мере отвечавший понятиям буржуа об уютном, комфортабельном жилище, дает верное представление об экономическом положении и характере культурных запросов буржуазии в первые десятилетия XIX века.

Стиль бидермейер очень поучителен. Он может служить, в частности, примером тому, как определенная эпоха при помощи относительно скромных средств решает проблему жилого интерьера, гармонирующего со всем укладом жизни данного класса, как унаследованные традиции перерабатываются в соответствии с требованиями и вкусами времени, и т. д. В мебели эпохи бидермейера мы уже можем обнаружить большую часть современных типов. Никогда еще мебель не была столь «мебельной» по характеру, то есть свободной от архитектурных форм и чужеродного декора. Критерием качественности мебели теперь считаются удобство форм и безукоризненная столярная работа.

Жилой интерьер стиля бидермейер производит довольно целостное впечатление. Помещения просторные, светлые; членения в форме выдержанных в строгих линиях элементов архитектурного ордера делят стены на спокойные поля; в одном из углов помещения в круглой нише помещается изящная белая печь. Ослабление антикизирующей тенденции приводит к упрощению средств оформления. Зарождающийся романтизм усиливает в интерьере элемент интимности. Комната, обставленная в стиле бидермейер, может служить образцом веселого, уютного жилья. Интерьеры отличаются выдержанностью пропорций; потолки, как правило, сводчатые, оконные проемы глубокие, стены оклеены обоями снежной белизны либо с узорами (цветы, полоски) в светлых тонах. Воздушные муслиновые занавески, теплые коричневые тона мебели, развешенные на стенах миниатюры, акварели, гравюры, лента колокольчика и модные дешевые (нередко сделанные собственноручно) силуэты — все это вносило в жилище эпохи бидермейера настроение уюта и интимности.

Простота форм мебели компенсировалась яркой расцветкой обивок и занавесок, орнаментированных мотивами натуралистически трактованных цветов. В эту эпоху возникла и так называемая «чистая комната» («Gute Stube»), характерный продукт бережливости буржуа. Обставленные с особой заботой, эти «воскресные» комнаты, возникшие в подражание аристократическим салонам, предназначались для приема гостей, для целей «репрезентации».

Позднее обычай содержать «чистую комнату» перешел и в крестьянский быт, где продержался до самого последнего времени.

В создании новых, удобных и практичных типов мебели мастера6мебельщики, столяры эпохи бидермейера не уступают мастерам, работавшим в последней трети XVIII века. В арсенале выразительных средств все еще удерживаются такие рассчитанные на внешний эффект элементы, как устои в форме лиры, печи6обелиски и др. Никогда еще в жилых помещениях не хранилось столько сентиментальных,6наивных сувениров и украшений, музыкальных часов и вышивок, как в этих дышащих романтикой комнатах, в которых под аккомпанемент спинетов распевали трогательные песни Шуберта.

В мебели этой поры строгость и холодная величавость классицизма постепенно вытесняются более естественными формами, плавно изогнутыми линиями. Конструкции отдельных типов мебели отличаются остроумием, оригинальностью и безыскусственностью; главное их достоинство — практичность и удобство в быту. По примеру английских мебельных мастеров столяры бидермейера увлекались и конструированием многофункциональной, «комбинированной» мебели: раздвижных столов; столов с выдвижными или откидными столешницами; стульев и столов, трансформируемых в библиотечную лестницу; письменных столов и шкафов с различными по конструкции ящичками и т. д. Мебель теперь уже не предмет украшения, а добрый, услужливый друг человека. В тех случаях, где архитектурные формы не были изжиты до конца, их стремились приспособить к требованиям утилитарности, что, однако, нередко приводило к довольно курьезным решениям (608). Мебель эта иногда грубовата, неуклюжа по формам; эстетическими качествами она обязана прежде всего выдержанным пропорциям, красивому цвету дерева и удачно подобранным расцветкам и рисункам обивок.

В мебели стиля бидермейер широко применялась техника фанерования.

Тонкими (2—4 мм) строганными вручную листами фанеры покрывались только двери и лицевые поверхности предметов мебели (чаще всего по сосновой и тополевой основе). Благодаря высококачественной, выдержанной, отлично высушенной фанере стенки мебели не кривились, не коробились. В наши дни такая односторонняя фанеровка просто немыслима; доски, из которых собирается мебель, покрываются с обеих сторон довольно толстыми листами фанеры, в противном случае поверхности предметов мебели довольно быстро начнут коробиться. В эпоху бидермейера нередко фанеровались даже стройные ножки и локотники кресел, стульев, диванов. Столяры этого времени в совершенстве владели всеми тонкостями техники фанерования.

Для пуританского духа бидермейера характерно, что роскошью, излишеством считалось даже фанерование. Австрийский писатель А. Штифтер в одном из произведений, посвященных Вене, свое неодобрительное отношение к фанерованной мебели выразил следующими словами: «… все столы имеют простые, сосновые ножки, щеголяющие, однако, в штанах из орехового или красного дерева».

В эпоху бидермейера появляются первые образцы истинно столярной по характеру мебели. Никогда еще естественная красота дерева не использовалась в такой мере, как в это время. В противовес ампиру теперь используются преимущественно светлые породы: черешня, груша, клен, тополь, ясень.

Инкрустация и другие декоративные техники встречаются лишь спорадически, в основном в оформлении дорогих изделий, да и то лишь в виде лаконичных вставок «филе» (613). Главные достоинства, эстетическую ценность мебели стиля бидермейер составляют красота форм, благородство материалов и отличная столярная работа.

Отличительные признаки мебели бидермейера: плавно изогнутые спинки и локотники кресел, диванов, стульев; гнутые и точеные ножки, широко распространившиеся после 1830 года. В качестве настилочного материала для мягких элементов используется конский волос, для обивки — ситец с цветочным рисунком или более строгий, однотонный или в полоску, репс. Облицовочные ткани часто прибиваются гвоздями с большими белыми фарфоровыми шляпками.

Ведущими центрами мебельного производства этой эпохи были Лондон, Берлин и Вена. Видный представитель венского бидермейера живописец Дангаузер проектировал мебель для фабрики, принадлежавшей его отцу. Дангаузер увековечил своей кистью много красивых интерьеров той поры.

После 1835 года он проектировал мебель в духе вошедшего в моду стиля неорококо.

В эпоху бидермейера наиболее распространенными предметами бытовой мебели были разнообразные шкафы и комоды. Простые формы и линии, свободные от декора поверхности этих предметов позволяли полнее выявить естественную красоту цвета и текстуры дерева (610, 615). Корпус предмета решался в простых геометрических формах; боковые стенки и дверцы выполнялись либо рамочно6филеночными, либо сплошными, без всяких членений; в случае рамочного оформления рамки были простыми, не профилированными, трапециевидными в сечении. В мебели бидермейера все еще часто встречаются неизжитые следы архитектоники в виде не сильно выраженных, подчас схематично решенных карнизов, тимпанов, колонок или пилястр и гладких, слегка массивных опор (610, 617).

Корпусная мебель представлена довольно большим количеством различающихся по функции и решению предметов, от двухстворчатых платяных шкафов до всевозможных буфетов, секретеров, умывальников. Типичной мебельной формой стиля бидермейер является небольшой шкаф с одной дверцей (617). Напоминанием о «великом столетии» мебельного искусства служат изогнутые лицевые поверхности отдельных предметов (615).

Стремление к удобству и комфорту, столь характерное для эпохи, привело к созданию широко варьируемой формы дивана с плавно изогнутыми спинкой и локотниками (607, 620, 625), а также других удобных и практичных в пользовании предметов мебели для сидения и лежания. В оформление спинок, локотников и ножек вводятся резные фигуры лебедей, грифонов, мотивы рога изобилия и растительной ветви, все это обычно в сочетании с позолотой.

Кровати исполняются с простыми, гладкими поверхностями, с одинаковыми по высоте головным и ножным щитами (614). Еще недавно столь распространенные балдахины теперь совершенно выходят из употребления.

В эту эпоху люди много и охотно пишут, отсюда и повышенный спрос на письменные столы (615). По6прежнему популярны и секретеры с потайными ящичками для хранения сентиментальных писем; формы их варьируются в широких пределах, от простых, четырехугольных до круглых и более сложных по силуэту предметов (608) с красивым и остроумно решенным внутренним оформлением.

Количество новых вариантов решений формы и конструкции стола огромно. Судя по всему, предпочтение отдавалось круглым столам; во всяком случае, среди дошедших до нас предметов доминируют столы именно круглой формы (612). Многообразием отличаются и опорные конструкции; частое решение — стол на многоугольной в сечении и фанерованной опоре, установленной для стабильности на широкой массивной доске, но встречаются и столы с тремя6четырьмя ножками (607, 612, 616, 621). Возросло и количество типов, различающихся по назначению: помимо обеденных, употребляются читальные, курительные, рабочие, цветочные, игральные столы и столики. Ножки, царги и столешницы большей частью свободны от резьбы, инкрустации и других видов декоративного убранства; иногда опоры решаются в виде прямых, не сужающихся книзу пилонов (607). Появляются раздвижные столы и столы с выдвигающимися из6под столешниц досками, а также небольшие столообразные конструкции различного назначения. Продолжают существовать, хотя и в сильно упрощенной форме, столики под стенными зеркалами, скромные «родственники» бывших консолей.

Мебель для сидения — наряду с уже упоминавшимися разновидностями  диванной формы — представлена стульями и креслами, отличными по конструкции, в одних случаях — легкими, удобными и элегантными, в других —  исполненными в соответствии с мещанским представлением об уюте. Ножки  и спинки имеют легкий изгиб, спинки большей частью ажурные, в виде рам,  заполненных планками; сиденья мягкие либо плетеные. В конструкции и формах предметов чувствуется большая забота об удобстве сидения. Некоторые  из выработанных в это время форм стульев до сих пор служат образцом  практичной, целесообразной, удобной мебели.

Обстановку жилища дополняют витрины, этажерки, угловые шкафчики, трюмо и непременные спинеты (клавесины небольшого размера). Комнатные растения, также одно из непременных украшений жилищ, содержатся в цветочных корзинах и вазах, устанавливаемых на различных подставках.

Буржуа ценил в бытовых вещах, прежде всего такие качества, как прочность, практичность и удобство. Критерий красоты отодвигался на задний план! Отсюда упрощенность, подчас даже обеднение форм, наблюдаемые во всех отраслях прикладного искусства, включая и мебель. Эта пуританская простота и непритязательность в сочетании с надежной, прочной, безукоризненной в техническом отношении работой достойны уважения. Отнюдь не случаен повысившийся в последнее время интерес к мебели этого стиля, пренебрежительное отношение к которой — со стороны предыдущих поколений — отразилось в самом наименовании «бидермейер». При всем пуританизме интерьеров и мебели эпохи бидермейера, они, естественно, не были совершенно лишены элементов украшения. Ведущую роль в декоративном убранстве жилищ играли обои с растительным орнаментом, красиво задрапированные занавески, а также цветастые скатерти и покрывала. Обивка, скатерти и покрывала часто украшаются вышивкой (petit point).

Те немногие приемы декоративного оформления мебели, которыми еще оперировали мастера бидермейера, представляли собой робкие, осторожные варианты антично6ампирных форм. Мотивы растительного орнамента: стилизованные либо натуралистически трактованные цветы, листья, ветки цветущих растений, венки, розетки; фигуральные и предметные мотивы: лебедь, грифон, лира, рог изобилия, корзины, вазы. Поверхности предметов иногда обрабатывались металлическими тягами или небольшими вставками (в более дешевой мебели для этой цели использовалась прессованная жесть). Облицовочные ткани тщательно гармонировались по рисунку и цвету с оконными занавесями.

Разумеется, стиль бидермейер тоже не свободен от определенного формализма. Однако большая часть сложившихся в эту эпоху типов мебели не утратила своей актуальности и по сей день. Сильную сторону стиля составляют такие качества, как практичность, целесообразность, скромность формального языка, техническое совершенство; слабую — печать сентиментально-романтического настроения, лежащая на формах мебели и интерьера бидермейера.

У мебели стиля бидермейер в настоящее время немало почитателей. Поскольку этот стиль сложился в не столь отдаленные времена, повсюду сохранилось довольно много оригинальных предметов мебели. Многие охотно обставляют ими свои квартиры. Однако, как бы мы ни ценили старинные вещи — будь они даже семейными реликвиями, — обставлять ими жилища все-таки нецелесообразно, так как они не отвечают требованиям современности.

От эпохи буржуазной романтики нас отделяют 100—130 лет социального, экономического и культурного развития, так что бидермейер может сослужить нам службу разве что в роли «хорошего воспитателя».

В Венгрии стиль периода борьбы за буржуазное преобразование общества (20-е—40-е годы XIX века) именуется «стилем эпохи реформ». Венгерская мебель стиля бидермеиер, уступавшая по масштабам и значительности австрийской, располагала, однако, и рядом своеобразных, местных черт. Она отталкивалась преимущественно от буржуазных разновидностей цопфа и ампира и, подобно венской мебели стиля бидермеиер, развивалась в сторону мажорных, удобных в повседневном пользовании форм. Опытные, хорошо знающие свое дело мастера, создававшие мебель для пештской и провинциальной буржуазии и для дворянских усадеб, ориентировались на иностранные, главным образом венские образцы. По сравнению с последними, венгерская мебель, пожалуй, еще более проста, но тоже исполнена с большим тактом и вкусом. Красивые образцы венгерской мебели стиля бидермейер дошли до нас и в виде проектов, принадлежащих провинциальным мастерам-мебельщикам.

В начале XIX века в Пеште сбыт мебели производился уже через мебельные склады и магазины. В 1802 году известностью пользовались мануфактура и склад Шебештьена Фогеля, поставлявшего на рынок мебель «в модном стиле ампир». Позднее, в 206х годах, мануфактура Фогеля переключается на производство более простой, лучше отвечающей отечественному спросу мебели. Критерием современности мебели теперь уже были такие качества, как целесообразность, прочность, дешевизна. Обедневшее среднее дворянство и буржуазия стремятся обставить свои жилища как можно экономнее. Мебель изготавливается исключительно из местных пород дерева; помимо фруктовых деревьев это тополь, ясень, клен и др. Столяры отказываются от всех видов декоративного убранства предметов мебели, включая и не дорогостоящую технику окрашивания черной тушью. Эстетическим воздействием мебель обязана исключительно красоте ее форм и пропорций, а также красоте цвета и текстуры дерева. Лишь в 30—40-е годы поверхности предметов снова начинают украшаться скромной интарсией.

Расцвет венгерского мебельного искусства, приходящийся на период позднего бидермейера, в значительной мере связан с деятельностью пештского мебельщика Ференца Штейндля. Уже признанным мастером принял он участие в Художественно6промышленной выставке, организованной в 1842 году под покровительством Лайоша Кошута. Мебель, изготовленная в мастерской Штейндля между 1830 и 1840 годами, все еще выдержана в классических традициях. В 1837—1842 годах в мастерской Штейндля была выполнена меблировка для первых дунайских пароходов. Известен целый ряд изделий этого мастера (стулья, диваны, столы, шкафы), являющихся отличными образцами венгерской мебели стиля позднего бидермейера. В сороковых годах Штейндль, отдавая дань вошедшему в моду стилю неорококо, начинает украшать свою мебель сложными по рисунку интарсиями. В его изделиях можно обнаружить немало реминисценций прошлого, в частности элементов классицизма, но в целом эта мебель удобна, целесообразна и доброкачественна (616—621, 624, 625). В эпоху реформ наряду с мебелью Штейндля известностью пользовались работы и ряда других пештских мастеров (Ханки, Заник).

Стиль бидермеиер, этот буржуазный вариант классицизма, продержался в европейском прикладном искусстве вплоть до середины XIX века. Однако уже во второй трети века к нему были подмешаны романтически6барочные элементы, что привело к появлению первого «неостиля» — «обновленного» варианта одного из старых стилей, в данном случае — неорококо.

Бидермейер

Bidemeyer2

607. Диван, стол и стул из венгерского ясеня. Вена, 1830 г.
608. .Секретер из венгерского ясеня. Вена, ок. 1830 г. 609. Кресло. Ок. 1820 г.
610. Книжный шкаф из ореха.
611. Стул красного дерева. Вена, 1810 г.
612. Стул и стол красного дерева. Австрия, ок. 1800 г.
613. Стул с круглым сиденьем. Вена, 1824 г.
614. Кровать. Ок. 1820 г.
615. Разновидность письменного стола, полученная путем комбинации секретера и комода. Вена, ок. 1830 г.

Tags: , ,

Эта статья была опубликована: Четверг, июля 10, 2014 в 10:38 в категории Искусство. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha