Барокко. Стили мебели

Автор: admin   
января 10,
2014

Искусство барокко, с его патетикой, пышностью форм, было призвано прославлять монархию и аристократию, возвеличивать церковь. Итальянское слово «barocco», которым назван стиль, означает раковину вычурной формы.

Зародившись в конце XVI века, барокко, в сущности, было прямым, естественным продолжением ренессансного стиля. Из Италии оно распространилось на север, в первую очередь в те страны, где в ходе контрреформации католическая церковь вновь укрепила свои позиции.

В произведениях крупных итальянских мастеров позднего Возрождения впервые появляются архитектурные формы, свидетельствующие о начавшемся процессе сложения нового стиля. Итальянское барокко было поставлено на службу крупной феодальной знати. В создании богатых, пышных интерьеров итальянские мастера не знали себе равных. Им же принадлежит заслуга в разработке основных элементов барочной орнаментики. Распространению нового стиля содействовали рисунки образцовых предметов мебели, вышедшие из мастерских целого ряда видных итальянских художников (Дзуккаро, Каррачи, делла Белла, да Кортона). Они оказали прямое воздействие на  становление стиля барокко во Франции. Так, сформировавшиеся около 1650 года в Риме барочные мебельные формы легли в основу стиля Людовика XIV.

Основные элементы барочного стиля, так же, как и ренессансного, восходят  к античности; главное же, что отличает барокко, 6это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. Пышные, помпезные формы  барокко находят широкое применение в первую очередь в культовом строительстве, в архитектуре и интерьере новых церквей и монастырей. Новый  стиль особенно пришелся по вкусу иезуитам, не случайно барокко иногда  так и называют: «стиль иезуитов». Вместо средневекового мистического благоговения церковь теперь стремится воздействовать на вновь завоеванную  массу верующих средствами светского искусства, способными поразить воображение. Арсенал средств обширен; здесь и цвет, и эффекты освещения,  и пафос красноречия, и музыка.

Обширное, сложное по структуре внутреннее пространство церкви увеличивалось и за счет иллюзорного пространства живописных плафонов. Барочному интерьеру присущи яркие краски, экспрессивные формы, богатая игра  света и тени, обилие позолоты. Для усиления впечатления напряженности,  беспокойства в интерьере выделяются несколько точек, играющих роль самостоятельных композиционных центров. Логику архитектурных форм усложняют сложные очертания стен, обилие выступов, ниш, изогнутые карнизы.

Барокко, с одной стороны, является декоративным стилем, с другой же —  оно строится на формах классической архитектуры, применяемых, впрочем,  без особой последовательности. Типично барочной формой является витая  колонна. Мотив многократно изломленного карниза по происхождению  позднеренессансный, но особой популярностью он пользовался в эпоху барокко. Например, в мебели этот мотив использовался для обрамления филенок.

Если ренессанс был стилем раннекапиталистических городов6республик,  то барокко служило целям абсолютной монархии. Личность снова перестает  быть свободной. В условиях абсолютистского режима все подчиняются централизованной власти. Со временем это приводит к определенной униформизации многих сторон жизни, вплоть до одежды. Вошедшие в быт придворной  аристократии пышные одежды и парики порождали неестественность поз  и движений, вычурность манер. За парадной помпезностью форм во всем  чувствуется нечто театральное.

Новые социально6экономические отношения содействовали развитию крупных городов. Для удовлетворения жилищных нужд быстро растущего городского населения возводятся первые доходные дома. Архитекторы решают  крупные градостроительные задачи и строят роскошные дворцы, призванные  символизировать власть абсолютного монарха (напр., Версаль). Виллы,  дворцы включаются в грандиозные парковые ансамбли. Принцип регуляции распространяется и на естественные формы природы: деревья и  кусты стригутся в виде правильных геометрических форм. Искусство барокко для сильных мира сего служило средством самовосхваления перед  критически настроенным, неспокойным народом. Отсюда и неизбежное  тяготение ко всему чрезмерному, к слишком громким интонациям, к нагромождению форм, портящему впечатление.

Парадные интерьеры дворцов выдержаны в нормах ордерной архитектуры,  но детали, как правило, более динамичны по рисунку и более дробны. Стены  затянуты дорогими тканями, а потолки благодаря иллюзионистическим, перспективным эффектам покрывающих их росписей уводят взор в необъятные  небесные просторы, с плавающими в них розовыми облаками и порхающими  амурчиками. Весь этот праздничный декор, с венками, раковинами, головками купидонов и пр., повторяясь из зала в зал, славит власть и богатство.

Начиная с середины XVII столетия Италия постепенно утрачивает ведущую роль. Ослабление итальянского влияния было неизбежным в условиях  интенсивного развития национальной художественной культуры во Франции  и становления бюргерского барочного мебельного искусства в странах Северной Европы. Пройдет еще немного времени, и тон в искусстве мебели начнет  задавать более развитая в политическом и экономическом отношении Франция.

При всей гомогенности стиля барокко, проистекающей из родства факторов, содействовавших его развитию и распространению, этот стиль в отдельных странах обнаруживает заметные отклонения. В протестантских областях  Германии и Англии, где традиции позднеренессансной культуры были особенно устойчивыми, барокко прививалось с трудом; но и привившись, оно тяготело скорее к строгим, классицизирующим формам и лишь местами, преимущественно в декоративном строе, допускалось больше свободы.

В барочном стиле меняется и характер исходных геометрических форм:  вместо плавных кругов, полукругов появляются мотивы сложных по очертаниям, динамичных овалов, спиралей, широко используемые в оформлении  окон, мебели, посуды. Спокойная гладь поверхностей предметов нарушается  выпуклостями и вогнутостями, линии изламываются, искривляются.

Однако введение кривой линии в мебельные формы не столь уж простая  задача, так как древесина поддается гнутью лишь с большим трудом. Для  формирования изогнутых поверхностей остается довольно трудоемкая техника склеивания кусочков фанеры. Шероховатости и неровности, неизбежно  появляющиеся на стыках, шлифуются, полируются и покрываются лаком.

Отсюда и обилие в барочной мебели изделий лаковой работы.

В эпоху барокко фанерование и техника деревянного набора прочно входят  в практику мебельщиков. При фанеровании цилиндрических поверхностей  пользовались более крупными листами фанеры, прибегая к помощи прессовки негативными шаблонами. Техника фанеровки основы, имевшей сферическую поверхность, была более сложной: небольшие пластинки фанеры в  виде мозаичного набора наклеивались на деревянную основу, затем прессовались мешочками с горячим песком. Фанеровка более крупными листами  фанеры представляла собой технически невыполнимую задачу. Во6первых,  фанера недостаточно пластична, чтобы принимать сферическую (или близкую  к сферической) форму; во6вторых, неразрешимой в ту пору проблемой была  и отливка соответствующих шаблонов. В результате для фанеровки основ  сложной кривизны оставалась трудоемкая техника ручного набора. Так из  продиктованной необходимостью сложной столярной техники зародился один  из интереснейших приемов отделки изделий мебели: техника деревянного  мозаичного набора с сопровождающей ее лакировкой поверхностей предметов.

В эпоху барокко архитектурные формы в мебели применяются без особой  строгости и последовательности. Стремление к свободному формообразованию подчас ведет к известному произволу, к пренебрежению спецификой  материала. Результат: изогнутые, очень пластичные поверхности предметов,  крученые колонны, пухлые балясины, богато профилированные карнизы и  рамки: Сложный контур профилей усиливает впечатление повышенной экспрессивности. (В 1621 году немецкий мастер Ганс Шванхард изобрел механический способ изготовления т. н. флемованных дорожников.) Мотивами резных и мозаичных декоративных композиций служат щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды, фестоны.

В отдельных случаях — чаще всего в голландской и северогерманской  мебели — сохраняется архитектурный принцип членения объемов корпусной  мебели, но в сочетании с типично барочными формами и пропорциями (359).

Вместо дуба мебель теперь чаще изготавливается из ореха, более пригодного  для резьбы и полировки. Появление более совершенных и разнообразных  приемов фанерования, а также расширение круга используемых в мебели пород древесины и других материалов привело к пышному расцвету интарсии. Широкое распространение получил и прием украшения накладками из  позолоченной бронзы, частично заменивший резной декор, применение которого стало практически невозможным в случае искривленных поверхностей,  фанерованных мозаичной техникой.

В каркасной мебели (стулья, кресла, диваны и пр.) также происходит  переход от суровых прямолинейных очертаний к изогнутым линиям; мебель  становится более легкой и по6домашнему, уютной (354, 356). Характерная  новинка стиля — гнутая ножка, форма, восходящая, по всей вероятности,  к китайским образцам; она на целое столетие прочно войдет в практику европейских мебельщиков. Мебель для сидения все чаще обивается дорогими  декоративными тканями — глазетом, гобеленом. В эпоху барокко появляются  и т. н. « гарнитуры» или «комплекты», состоящие из нескольких гармонирующих друг с другом по форме предметов обстановки. Неверно понятая идея  «гарнитура» надолго — вплоть до наших дней — станет бичом для искусства  жилого интерьера.

В Италии барочные формы пышно расцвели в роскошных, помпезных интерьерах дворцов богатых аристократических и банкирских семей из Генуи,  Болоньи, Рима. Великолепное убранство покоев составляли изящные по линиям кровати с балдахинами, шкафы, обработанные красочными инкрустациями, динамичные по формам стулья, кресла, диваны, а также красивые  камины, гобелены и большие, опускающиеся до самого пола зеркала.

В XVII столетии итальянское мебельное искусство претерпевает существенные изменения. Усиливается пластичность резных элементов (359, 361).

Формы мебели — как и на севере — получают подчеркнуто столярный характер, со строганными рамками, глубокими профилями. Сундуки и креденцы  вытесняются шкафами.

Центр тяжести развития мебельных форм перемещается в Верхнюю Италию, где любят мебель, покрытую яркими росписями и лаками (Венеция), а  иногда, для придания изделию большей живописности, вводят в декор позолоту и инкрустацию зеркальными пластинками. Предметы мебели для сидения часто сплошь обиваются дорогими тканями и обильно украшаются  бахромой. В конце века в Венеции входит в моду мебель с пластичными  формами, в отдельных случаях отделанная золочеными или чеканными серебряными накладками. Производство этой разновидности роскошной мебели  достигает расцвета во Франции эпохи Людовика XIV. Она дала начало  тому подчеркнуто декоративному, построенному на широком применении  интарсии и пластично прочеканенной бронзы направлению художественной  мебели, виднейшим представителем которого был знаменитый мебельный  мастер А. Ш. Буль.

В формах итальянской барочной мебели на ранних этапах есть некоторая  неуклюжесть, тяжеловатость (357, 358, 359). Мебель для сидения энергично  рубленая (354, 361) и часто обивается тканями. Кровать по6прежнему .венчается балдахином. Кассоне, в тех случаях, когда они еще не вытеснены  комодами, имеют выпуклые стенки, и даже крышки их сплошь покрываются  фигурно6орнаментальным декором (353). Кабинеты и секретеры получают  изысканную отделку. Мебель для сидения отличается скорее богатством  декоративных решений, нежели разнообразием типов. В отдельных случаях  под обильным резным декором спинок и ножек легко распознается форма  простого по конструкции ренессансного дощатого стула. И вообще, богатый  фигурно6орнаментальный декор является неотъемлемой частью всех стульев  и кресел, от более простых по конструкции до сложных (354, 361). Динамичен по линиям и появляющийся в это время диван (356).

По мере развития стиля осваиваются новые отделочные материалы: кость,  черепаха, перламутр, фарфор и т. д., особенно широко используемые при  Оформлении роскошных рам для картин и зеркал (355). Столешницы и лицевые поверхности шкафов, комодов украшаются нарядными маркетри и каменной мозаикой (pietra dura).

Во Франции эпоху барокко условно подразделяют на четыре этапа (т. н. «французские королевские стили»), приуроченные каждый ко времени правления одного из Людовиков: раннее барокко, переходный стиль (Людовик  XIII, 1610—1643); зрелое барокко (Людовик XIV, 1643—1715); «стиль регентства» — переходный этап между правлением Людовиков XIV и XV; рококо,  поздний этап барокко (Людовик XV, 1720—1765).

Tags: ,

Эта статья была опубликована: Пятница, января 10, 2014 в 6:59 в категории Искусство. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha