Ампир. Стили мебели

Автор: admin   
апреля 4,
2014

Стиль ампир — высшая точка, а одновременно и завершающий аккорд зародившегося во второй половине XVIII века классицистического направления. Вызванный к жизни идеями Просвещения, классицизм был первым искусственным (т. е. возникшим не стихийно, а в результате планомерного изучения и культивирования античных образцов) стилем, но вместе с тем и первым проявлением эклектизма. Стиль Людовика XVI уже содержал все те элементы, которые, пройдя стадию стиля Директории, окончательно выкристаллизуются в формах ампира.

Если в предреволюционную пору античные мотивы включались в живой поток мебельного искусства, то после революции верх берет курс на прямое подражание римским формам. В эпоху наполеоновской империи классицизм перерождается в официальный, насаждаемый сверху стиль — стиль ампир. Этот завершающий этап классицизма длился с 1799 до 1815 года, до реставрации Бурбонов, хотя в отдельных случаях — главным образом, в парадных дворцовых интерьерах — влияние ампира можно проследить вплоть до конца 1820-х годов.

Период наивысшего расцвета стиля ампир приходится на десятилетие  между 1804 (коронация Наполеона) и 1813 годом. Сущность этого стиля  была откровенно выражена уже в самом его названии: ампир — от французского «empire», империя. Первый император Франции стремился окружить  себя блеском и пышностью, какие окружали некогда римских императоров.

Стиль ампир возник не в результате свободного, естественного развития  художественных тенденций, а создавался искусственно, по приказу сверху.

Формальный язык классицизма с одинаковым успехом служил королевству, буржуазии, а затем и наполеоновской империи. Демократическую строгость стиля директории теперь сменяют парадное великолепие и театральный пафос ампира. Спальня первого императора Франции превращается в  некое подобие походной палатки римского полководца.

Со стилем ампир искусство снова становится более масштабным, монументальным. На смену изысканной грациозности интерьеров предыдущей эпохи  приходит холодный пафос, творческая фантазия уступает место рассудочности. В стремлении новой элиты во всем подражать формам житейского  быта древних римлян было много показного, театрального, не лишенного  оттенка парвеню.

Крупнейшим художником и законодателем мод этой эпохи был знаменитый Луи Давид. Живописец, работавший в строгом стиле классицизма, он  прославился и своими образцами мебели; созданные им новые формы мебели  оказали заметное влияние на мебельное искусство.

Стиль ампир в наиболее чистом виде проявился в интерьерах загородных  резиденций, возводившихся для первого консула, позднее — императора.

Отделка апартаментов велась по проектам парижских архитекторов Пьера  Фонтена и Шарля Персье. Их и можно считать создателями стиля ампир.

Как только схлынула волна революции, в Париж снова устремились художники из различных уголков Европы. Новый стиль, едва возникнув, быстро  становится международным.

Характерно, что правители и аристократическая верхушка европейских  держав, для которых еще недавно образцом и примером служили французские «королевские стили», теперь с не меньшим рвением покровительствуют  стилю, совершенно иному по духу. В отличие от предыдущих стилей ампир  носил откровенно космополитический характер; присущая ему строгая регламентированность форм практически исключала возможность создания местных, национальных школ.

Во всяком случае, эта бурная эпоха своеобразно использовала формальный язык классицизма для выражения различных по социальной направленности настроений и вкусов. На первом этапе классицизм был стилем автократии; позднее те же формы, хотя и более строгие, служили радикальным  идеям революции (стиль директории); и наконец, тщательно отшлифованные классицистические формы с успехом используются для окружения ореолом величия власти могущественного тирана (ампир).

Широкому распространению нового стиля в значительной мере способствовал изданный Персье и Фонтеном в 1801 году альбом с проектами мебели и  интерьеров под названием «Recueil de decorations interieurs comprenant tout ce  qui a rapport a rameublement» (в 1812 году вышел вторым изданием). Эти  проекты интересны, помимо прочего, тем, что в них широко использованы  мотивы древнеегипетского прикладного искусства. Сборники с рисунками  образцовых предметов мебели выпускали и другие крупные французские  мастера. Мебельные формы в стиле ампир распространились по всей Европе.

Особенно красивой и своеобразной была русская разновидность ампира.

Апартаменты дворцов бывшей аристократии Персье и Фонтен обставляли  в соответствии со вкусами новых владельцев. Одной из главных работ этих  архитекторов, возбудившей и внимание первого консула, были интерьер и  мебель дворца мадам Рекамье. Наполеон поручил им отделку своей загородной резиденции в Мальмезоне. Позднее, став придворными архитекторами  императора, они возглавили работы по переоформлению апартаментов других королевских дворцов (Тюильри, Лувр, Сен6Клу, Фонтенбло).

Главными сотрудниками Персье и Фонтена были знаменитые мебельщики  Жорж Жакоб и его сын, известный под именем Жакоб-Демальте (1770—1841).

Изделия, производившиеся в мастерских Жакобов, проникли в отдаленнейшие уголки Европы, вплоть до Петербурга. Первоклассную мебель ампирных форм создавали и другие, менее известные французские мастера. Все они  ставили на изделиях свое клеймо. В Германии мебель стиля ампир, наряду  с изделиями талантливых местных мастеров, широко представлена и оригинальными французскими предметами, завезенными сюда в период реставрации Бурбонов.

В отличие от стиля Людовика XVI освоение античных форм для мебели  стиля ампир носит характер прямого заимствования. Поверхности предметов корпусной мебели снова начинают обрабатываться элементами классической архитектуры — колонками, пилястрами, карнизами, а в оформлении  столов и кресел появляются декоративные мотивы, почти без всякого изменения перенесенные с античных образцов: сфинксы, грифоны, кариатиды,  львиные лапы и др. Мастерам не удается достичь органического слияния  форм мебели с античным резным и бронзовым декором. В этом плане ампир  был до некоторой степени шагом назад по сравнению со стилем предыдущей  эпохи.

Никогда еще мебельные формы не были столь монументальными, статичными, «телесными», как в эпоху Империи. Беспримерно и стилевое единство  ампира, вытекавшее из строгого следования античным, главным образом  древнеримским, образцам не только в мебели, но и в оформлении стен, в рисунке тканей для обивки, занавесок, постельных покрывал, — во всех элементах внутреннего убранства помещений. Однако и монументальность и  стилевое единство ампира носили явно программный, нормативный характер.

В интерьерах ампира царят покой, упорядоченность, полная уравновешенность частей и строгая симметрия; легкость и изысканность интерьеров предыдущей эпохи сменяются холодной торжественностью, фантазия — рассудочностью и точным расчетом. Полы настилаются паркетом, составленным,  как правило, из цветных пород дерева. Потолки окрашиваются в белый цвет  и либо отделываются по углам простым декором, либо сплошь кессонируются  по римскому образцу. Стены иногда затягиваются тканями, драпированными  на манер античных одежд, либо оклеиваются обоями со строгим рисунком.

Экономно введенные в колорит интерьеров светлые тона и пятна позолоченной бронзы несколько смягчают строгость линий и суровость белого.

Ампир — подобно «королевским стилям» — служит прежде всего целям  репрезентации. Все компоненты интерьера: затянутые драпировками стены  спален, высокие балдахины, монументальные кровати, вытканная золотом  шелковая обивка мебели, тумбочки в форме постаментов, столики для умывания в виде треножников (трипос), украшенные бронзой большие зеркала на  двух подставках (псише), кресла, подражающие римским формам, — все  это напоминает скорее экспонаты выставки, на всем лежит печать театральности, столь характерная для французских дворцовых интерьеров со времен  Людовика XIV.

В мебельные формы, там где это возможно, вводились мотивы, заимствованные из античных мраморных и бронзовых памятников или из изображений на вазах; там же, где образцов для непосредственного подражания не  было (предметы корпусной мебели), широко использовались античные архитектурно6декоративные элементы. Монолитные, угловатой, кубической формы шкафы имеют гладкие поверхности, украшенные симметрично расположенными бронзовыми накладками. Карнизы прямые, умеренно профилированные, стенки шкафов и комодов иногда совершенно лишены членений.

Не вносится ничего нового и в приемы исполнения и отделки мебели. Столяры ограничиваются очень простой, но доведенной до совершенства техникой фанеровки. Фанера, всегда тщательно отполированная, изготавливается  из темного красного, а нередко и из черного дерева. Все чаще употребляются  и светлые породы — клен, ясень, черешня, лимонное дерево. Излюбленным  материалом остается красное дерево, но поскольку оно трудно поддается  резьбе, для пластичной декорировки используют бронзу. Темные тона и строгие формы мебели вместе со строгими по рисунку обоями, обивкой, занавесями  вносят в интерьер настроение холодной, и даже мрачноватой торжественности.

Гладкие, отполированные до блеска поверхности мебели красного и черного дерева, а также предметов обстановки салонов, исполненных в технике  белого лака, скромно декорируются бронзовыми накладками тончайшей работы, реже — золоченой накладной резьбой. Эта мебель по6своему очень изящна и величественна.

Инкрустация почти полностью выходит из употребления. Эта техника была  слишком серьезной и рафинированной для такой эпохи, когда военные и  буржуа-парвеню стремились к поддельному блеску, поверхностному лоску.

Tags: , ,

Эта статья была опубликована: Пятница, апреля 4, 2014 в 15:49 в категории Искусство. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha