На юге Казахстана в городище Культобе археологи обнаружили редчайшую находку – могилу воина-номада в полном боевом вооружении с клинковым оружием – кинжалом и мечом. Ученые полагают, что найденное погребение может быть возрастом более 2 тысяч лет. Не каждый металл доживает до такого возраста.

Воин-кочевник был захоронен в период существования древнего государства Кангюй. Это обстоятельство делает находку еще более ценной, так как могила воина представляет собой нехарактерное для того времени (Кангюй существовал в период со II века до нашей эры по IV век нашей эры) захоронение.

Прежде всего, выделяется то обстоятельство, что воин-кочевник похоронен не в катакомбах, как это было принято в период существования древнего среднеазиатского государства, а в обычной могиле. Еще одной из отличительных особенностей захоронения является то обстоятельство, что рядом с воином в могиле не лежат стрелы, лук или копья; отсутствует также и конская сбруя, которую всегда клали в могилу кочевника.

Городище Культобе (в переводе с казахского — «Холм пепла») со стороны выглядит как достаточно внушительный холм, расположенный в пойме у старого русла реки Арысь.

На близлежащем культобинском могильнике найдены коллективные погребения с большим количеством археологического материала арысской культуры Южного Казахстана. Возраст всех находок — II в. до н. э — III в. н. э. Это керамическая посуда, украшения, предметы быта.

В этнополитическом отношении материал арысской культуры связан с племенным объединением Кангюй — одним из самых малоизученных и потому неизвестных государств, которое когда-то существовало на территории Казахстана.

В 2005—2006 г. г. в городище Культобе были найдены несколько кирпичиков с письменами. Эти говорящие артефакты — фрагменты и тексты новой письменности. Шымкентские археологи во главе с доктором исторических наук, профессором Александром Подушкиным склонны считать, что это одно из крупных открытий.

Учёные работают над расшифровкой найденных фрагментов.

Александр Николаевич уверен, что мы имеем дело с уникальным источником. На территории ЮКО, скорее всего, имелся локальный центр древнего письма. По предварительному заключению палеолингвистов, культобинское письмо — одно из самых ранних на территории Казахстана, оно относится ко II — началу III века н. э.

— Письмо алфавитное, строчное, но включает в себя и устные диаграммы, — рассказывает Александр Николаевич. — Создана эта письменность на основе арамейского письма. По мнению учёных, язык культобинских таблиц — один из диалектов восточноиранского языка, предположительно древнесогдийский (или архаичный согдийский).

Аналогов подобным письменам (на керамических кирпичах-таблицах) в нашем Центрально-Азиатском регионе и в Казахстане для времени первых веков до н. э. — первых веков н. э. нет.

Дальние аналогии могут увести нас только к великим цивилизациям древнего Двуречья (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, хетты). В этих государствах тоже для письма применялись керамические кирпичи-таблицы.

Второй момент: первоначальные результаты прочтения свидетельствуют: тексты явно несут информацию историко-культурного содержания. Для сравнения скажу: синхронная по времени хорезмийская письменность в значительной степени включает так называемые «списки дворов», а древне-парфянское письмо в основном носит выраженный хозяйственный характер.

У нас же фигурируют имена правителей, названия крупных политических центров Средней Азии того времени, социальные термины (например, встречается выражение «люди шатров»: это не что иное, как номады). Здесь же упоминаются названия общественных работ, товарно-денежные термины («сокровища», «казна»), а главное, упоминаются имена людей.

Пока предварительно найденные кирпичи-таблицы с текстами трактуются как посвятительные, то есть предполагается, что их прикрепляли на крепостную стену древнего города, как у нас вывешивают листки с объявлениями. Но профессор А. Н. Подушкин считает, что, скорее всего, учёные имеют дело с архивом государства Кангюй (Канцзюй в оригинальном звучании).

— Важно высветить, на каком фоне появилось это письмо. Как известно, Кангюй — полиэтничное государство, — объясняет А. Н. Подушкин. — То есть здесь вполне мирно и долгое время совместно жили номады и оседлые земледельцы, а этнический состав был пёстрым. Об этом свидетельствуют многочисленные артефакты арысской культуры, часть которых несёт выраженную этническую окраску.

В 2006 году в катакомбном подземном сооружении ученые нашли сакское погребение с золотыми серьгами и бронзовым зеркалом, прямые аналогии которого ведут… к Иссыкскому кургану (IV в. до н. э.), где нашли известного «Золотого человека».

В 2007 году на городище Культобе были найдены кинжалы эпохи кангюев, мечи, наконечники стрел и золотое украшение. Арысская археологическая культура не перестает ежегодно удивлять своими находками, а в этот раз ученым посчастливилось найти и золото. Это очень редкий факт, ведь погребальные курганы были разграблены еще в незапамятные времена. А эпиграфические памятники в виде глиняных табличек уже стали мировой сенсацией. Десять фрагментов письменности изучают ведущие специалисты Европы. Ученые уже пришли к выводу, что южноказахстанские артефакты — новое окно в мир древней цивилизации.

Этим летом ученые также обнаружили в городище Культобе несколько погребений: в одном покоится прах женщины с ребенком, в другом нашла последний приют семейная пара. Ножи, кинжалы, керамика и фрагменты жертвоприношений говорят о том, что умершие были из высокого социального сословия.

История государства Кангюй до сих пор считается самой загадочной и малоизученной. За 20 лет археологических раскопок ученые Южного Казахстана впервые обнаружили такую могилу – она абсолютно нехарактерна для погребений того времени. Во-первых, здесь нет традиционного дистанционного оружия: лука, стрел, копий. Во-вторых, впервые рядом с воином не нашли элементов конской сбруи, обязательного атрибута номадов. В-третьих, бойца похоронили в обычной могиле, а не в катакомбе, характерной для погребений кангюйского периода.

Александр Подушкин, доктор исторических наук, профессор:

Напрашивается вопрос: что это за люди? Или вели полностью оседлый образ жизни или были пешими воинами? Потому что набор классического пешего воина: с левой стороны меч, с правой – кинжал, обувные пряжки, есть поясная пряжка.

Ученые говорят: такой комплекс клинкового оружия и обмундирования редко доживает до наших дней – коррозия губит металл довольно быстро, да и в древности эти могилы были не раз ограблены.

По материалам

http://www.ktk.kz/art/?id=9330

http://lenta.ru/news/2010/08/06/nomad/

http://www.kazakh.ru/news/articles/?a=778

Tags: , ,

Эта статья была опубликована: Вторник, августа 10, 2010 в 22:04 в категории Археология. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha