Сенсационную находку совершил афганський пастух, который высоко в горах Самангана искал потерявшуюся овечку. Заглянув в поисках пропажи в пещеру, он не нашел то, что искал и собирался уже уходить, когда вдруг заметил нечто странное: земляной пол был усыпан кусочками древнего пергамента.

Так было найдено множество древних еврейских свитков на севере Афганистана в провинции Саманган. Находка предстала перед глазами экспертов совсем недавно, однако в считанные дни подняли настоящую бурю в научном мире. Эта самая значительная находка в мире древних еврейских манускриптов, способная пролить свет на малоизученные до этого времени области истории средневекового еврейства.

На фото: фрагмент найденной рукописи

Всего было обнаружено около 150 документов, датированных XI в, которые, скорее всего, контрабандным путем были вывезены из Афганистана. Схожая судьба постигла практически все древности этой бедной и раздираемой войной страны. Эксперты полагают, что свитки, среди которых есть поэмы, записи коммерческого характера и судебные соглашения, могли принадлежать купцам, путешествовавшим по Шелковому Пути, сообщает Reuters. В некоторых текстах есть даты, поэтому ученые могли их точно датировать.

Это самая значительная в мире древних еврейских манускриптов находка после обнаружения документов в каирской Генизе (архиве еврейской общины Каира) в 19 веке. Но ученые считают, что такое сравнение преувеличено — число в 150 документов  является крошечным по сравнению с сотнями тысяч, найденными в египетских синагогах. К тому же из этих 150 документов многие находятся в различных стадиях разрушения и многие фрагменты неразборчивы. Однако, эти свитки могут быть «верхушкой айсберга» и, вполне возможно, что в этой части света можно еще найти много бесценной информации о древних еврейских сообществах.

Провинция Саманган в Северном Афганистане

Ученые Еврейского университета, изучающие в настоящее время фрагменты рукописей, датируют их XI веком. Тексты написаны на староарабском и староперсидском при помощи древнееврейских букв, это так называемые еврейско-арабский и еврейско-персидский языки.

Среди обнаруженных текстов – древняя копия Книги пророка Иеремии (Йермиягу), а также ранее неизвестные работы знаменитого средневекового законоучителя Саадии Гаона.

Есть также записи светского характера: отрывки бухгалтерских книг с долгами клиентов и поминальные стихотворения, вероятно записанные еврейскими купцами, путешествующими по Великому шелковому пути, который проходил через Саманган.


Неудивительно, что документы были тотчас датированы. «В тексте есть даты, поэтому мы могли их точно датировать», рассказывает профессор Еврейского университета Шауль Шакед. «Нет сомнений, что рукописи подлинные. Они соответствуют найденным ранее средневековым документам», — отмечает профессор.

По мнению ученого, тексты написаны караимами, иудейской сектой, не принимающей Талмуд и другие тексты устной традиции.

Профессор Роберт Айзенман, известный исследователь свитков Мертвого моря, надеется, что эта находка прольет свет на историю Раданитов, группу раннесредневековых еврейских купцов, которые создали разветвленную сеть торговли, соединяющую Европу и Азию (*). Эта группа почти полностью исчезла в XI веке, и возможно, рукописи принадлежали им.

Айзенман также отмечает, что находка может пролить свет на этногенез среднеазиатских народов. «В Афганистане и северном Пакистане люди называют себя потомками потерянных 10 колен Израиля, и было непонятно, что скрывалось за этими словами, — рассказывает ученый, побывавший в Афганистане в 60-е годы. – Если евреи постоянно жили в северном Афганистане, это, по моему мнению, заставляет по-иному взглянуть на миф о потомках 10 колен Израиля в этой части мира».

(*)Начальник внешней разведки Багдадского халифата Ибн Хордадбех (9 век) так описывал еврейских купцов Раданитов («ар-Разания») в своем произведении «Книга путей и стран»:

«Путь еврейских купцов ар-Разанийа, которые говорят по-арабски, по-персидски, по-румийски, по франкски, по-андалузски, по-славянски. Они в самом деле путешествуют от ал-Машрика до ал-Магриба и от ал-Магриба до ал-Машрика по суше и по морю. Они доставляют из ал-Магриба слуг-евнухов, невольниц, мальчиков-слуг, парчу, заячьи шкурки, пушнину, соболий мех и мечи. Они путешествуют из Фиранджи (Франции – ред.) по Западному морю, высаживаются у ал-Фарамы (город на Синае — ред.) и доставляют свои товары по суше в ал-Кулзум (Красное море — ред.). Между этими [городами] 25 фарсахов. Затем они совершают путешествие по Восточному морю из ал-Кулзума в ал-Джар и Джудду. Затем отправляются [дальше] в ас-Синд (Северная Индия — ред.), ал-Хинд (Южная Индия — ред.) и ас-Син (Юж.Китай — ред.). Вывозят из ас-Сина мускус, алоэ, камфору, корицу и др. товары, которые традиционны для этих краев, после него возвращаются в ал-Кулзум. Потом они доставляют эти [товары] в ал-Фараму. Затем плывут по Западному морю, а иной раз поворачивают со своими товарами к Константинополю и продают их в ар-Руме. Иногда они ездят со своими товарами в земли Фиранджи и распродают их там. Если они желают, то везут свои товары из Фиранджи по Западному морю, высаживаются у Антакийи (Антиохия — ред.) и совершают по суше три перехода, пока не достигают ал-Джабийи (окрестности Дамаска — ред.). Затем они плывут по Евфрату до Багдада, а по Тигру до ал-Убуллы. Из ал-Убуллы [они направляются] в Оман, ас-Синд, аc-Син».


zman.com

Tags: ,

Эта статья была опубликована: Вторник, января 24, 2012 в 19:40 в категории Археология. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha