Находки археологов в городище Культобе

Автор: admin   
августа 16,
2010

Курганный могильник Культобе. № 134 Свода памятников ЮКО

N 42` 29.532`     E 068` 57.756`

1в. до н.э. – 8в. н.э.

Расположен в 4-х км. к западу от села Сарыарык (Джамбул), на нескольких мысовидных окончаниях правой надпойменной террасы реки Арысь.

Открыт и обследован экспедицией археологического отряда ШПИ в 1980г.

Насыпи располагаются бессистемно, хотя некоторые создают видимость цепочки с юга на север. Включает до 50-ти курганов группами от 12 до 15 насыпей из лёсса, с задернованными склонами.

Размеры: диаметр основания 15-20м., высота от 1,5-2,5м., и более крупные курганы: диаметр основания 40-45м., высота 5-6м.

В течении многих лет на территории Ордабасынского района в пойме реки Арысь ведутся раскопки на базе исторического факультета Шымкентского педагогического института. Сейчас он входит в состав МКТУ имени А. Ясави, но давние традиции не прерываются. В этой местности сконцентрированы исторические памятники, охватывающие период от эпохи камня до развитого средневековья.

Топоплан городища Туркестан. I-II — «Кокандский» Арк (цитадель). III — Шахристан городища. IV — Южный рабад. V — Городище Культобе.

Много лет отец и сын Подушкины работают над программой «Письменные памятники государства Кангюй (Кандзюй) (II век до н. э. — IV век н. э.)», давшей науке массу новых артефактов и другой ценной информации об арысской археологической культуре.

Городище Культобе (в переводе с казахского — «Холм пепла») со стороны выглядит как достаточно внушительный холм, расположенный в пойме у старого русла реки Арысь.

Культобе представляет собой вариант двухчастного городища с так называемым аморфным рабадом. Цитадель памятника практически уничтожена водами Арыси из-за изменения русла реки. Оставшаяся часть — сегмент высотой порядка десяти метров и площадью около 150 «квадратов» с обрывистым западным склоном.

Впервые мощные городища кангюйского времени были открыты в долинах рек Арысь, Бадам и Сырдарья еще в 30-х годах.

В 1992 году в ходе археологических работ у кромки старого русла реки Арысь был обнаружен первый фрагмент письменности. Это аморфной формы фрагмент от крупного жженого кирпича-таблицы. На лицевой поверхности зафиксировано два с половиной десятка полностью и частично прорисованных знака, которые объединены в шесть «строк». Все знаки нанесены техникой вдавливания по сырой глине до обжига и покрытия ангобом. В тот же год в музее местной школы археологи увидели точно такие же таблицы, обнаруженные местными жителями на берегу Арыси.

На культобинском могильнике найдены коллективные погребения с большим количеством археологического материала арысской культуры Южного Казахстана. Возраст всех находок — II в. до н. э — III в. н. э. Это керамическая посуда, украшения, предметы быта.

В этнополитическом отношении материал арысской культуры связан с племенным объединением Кангюй — одним из самых малоизученных и потому неизвестных государств, которое когда-то существовало на этой территории.

Государство Кангюй достаточно хорошо известно историкам по древним китайским лектописям. Первые письменные упоминания о Кангюе, расположенном в междуречье Сырдарьи и Амударьи, встречаются в хрониках китайского путешественника и дипломата Чжан Цяня. В 138 году до н.э., император У-ди направил в Среднюю Азию посольство во главе с Чжан Цянем. Главной целью посланников ставилось заключения военного союза с племенами усуней, против хуннов, которые нападали на Китай с северо-запада. Кангюй, могущий тогда выставить около 120 тысяч воинов, мог связать силы хуннов на западе и дать Китаю передышку.

История появления Кангюй на страницах китайских хроник наполнена большим драматизмом. Незадолго до отправки посольства хунны нанесли несколько сильных поражений Китаю и навязали мирный договор, в котором китайский император и хуннский шаньюй признавались равными владетелями. Император У-ди, вступивший на престол в 140 году до н.э., послал Чжан Цяня в Кангюй для того, чтобы сколотить коалицию против хуннов и подготовиться к войне с ними. Однако император стал действовать, не дожидаясь посла. В 133 году до н.э. императору чуть было не удалось заманить огромную хуннскую армию в ловушку. Но в 131 году до н.э. Хуанхэ прорвала дамбы, началось мощное наводнение и силы китайской империи были подорваны.

Посольство из Кангюй вернулось в 125 году до н.э., но в нем уже не было необходимости, потому что за год до этого умер Гюньчень-шаньюй и в хуннском государстве началась междуусобица. У-ди воспользовался ситуацией, и в 124 году до н.э. разгромил все западные кочевья хуннов, захватив даже ставку западного чжуки-князя (второй титул в хуннской иерархии после шаньюя), и в плен попало 15 хуннских князей. Поход 121 года до н.э. был еще более удачным. Западная часть хуннов была разбита, в плен захвачено 70 князей, а среди самих хуннов вспыхнула междуусобная война, вызванная раздражением шаньюя неудачами на западе.

Несмотря на то, что миссия Чжан Цяня не внесла существенного вклада в эту войну с хуннами, тем не менее, для Китая она была очень ценной, поскольку открыла связи с западными странами. Китайский император вскоре отправил послов в Аньси (Парфию), Яньцай (Сарматию), Тяочжи (Вавилон), Дахя (Бактрию), Давань (Фергану), Шеньду (Индию), а также в Лигань (Римскую империю).

Кроме того, Чжан Цянь предложил императору склонить в подданство народы «Западного края» и тем самым подорвать поддержку хуннов, а также предложил добыть в Давани аргамаков для переоснащения китайской кавалерии. Инициатива посла вылилась в два неудачных похода (104-103 годы до н.э. и 102-101 годы до н.э.) в Давань за лошадьми.

Долгое время история государства Кангюй была известна только по китайским источникам, и только в той мере, в какой она касалась отношений с Китаем. Благодаря археологическим раскопкам на городище Культобе историки скоро получат в распоряжение собственный письменный материал по истории этого государства.

После десятилетий раскопок, в 2002 году была сделана важная находка – глиняная табличка с надписью из 28 букв.

— Письмо алфавитное, выполненное в горизонтальную строку, но включает в себя и устные диаграммы, — рассказывает Александр Николаевич. — Создана эта письменность на основе арамейского письма, бывшего в то время в Передней Азии международным дипломатическим языком. По мнению учёных, язык культобинских таблиц — один из диалектов восточноиранского языка, предположительно древнесогдийский (или архаичный согдийский).

Аналогов подобным письменам (на керамических кирпичах-таблицах) в Центрально-Азиатском регионе и в Казахстане для времени первых веков до н. э. — первых веков н. э. нет. Керамические кирпичи-таблицы для письма также применялись в цивилизациях древнего Двуречья (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, хетты).

В 2002 году экспедиция археологов продолжила раскопки на поселении Ак-Булак, датируемом VIII-XII веками. Это эпоха караханидского ренессанса. Археологи вскрыли помещения, сделанные из кирпича-сырца. На стенах обмазка, глиняные полы, великолепные очаги. Целый набор знаменитой караханидской керамики — с яркими цветами и качественной глазурью. Сейчас вся методика раскопок направлена на последующую консервацию и музеефикацию памятников истории. Памятник Ак-Булак очень компактный. Он представляет собой поселение-усадьбу размером двадцать на двадцать метров. Ежегодно археологи открывают небольшой участок. А потом снова все это укрывается толщей земли, чтобы сохранить находку в первозданном виде, иначе под дождями и солнцем остатки сооружений из кирпича-сырца быстро разрушатся. Практически грунт перемещается дважды, но археологи не ропщут, считая, что это благодарный труд, ведь это нужно для будущих поколений. Люди интересуются, кто их предки, как они жили, какие вещи носили, чем пользовались в быту. В этом контексте археологи считают бесценной находку уцелевшего захоронения кангюйского воина. Под землей сохранилась погребальная камера, имеющая полый свод, и в ней находился непотревоженный костяк очень крупного мужчины — под два метра ростом, при полном вооружении. Возле него обнаружены меч, кинжал, сложносоставной древний лук с колчаном и стрелами, несколько ритуальных четырехугольных сосудов, а также поясная пряжка.

— Мы впервые за десятилетнюю практику оставили костяк нетронутым, а вместе с ним и основные артефакты, — комментирует Александр Николаевич. — Заблокировали вход в камеру, сделав пока начальные шаги к консервации. При желании за несколько дней это погребение можно открыть, показать до мельчайших подробностей, как наши предки осуществляли обряд и как выглядели некоторые личные вещи тех времен. Этот шаг очень серьезен, и в какой-то мере создан прецедент.

На небольшой территории местности Культобе, где разместился археологический отряд, несколько исторических объектов. Археологи уже успели открыть четыре кургана в катакомбах. К сожалению, все они ограблены еще в древности. Но для археологов осталось достаточно вещей, на основании изучения которых они могут сделать реконструкцию обряда погребения и образа жизни того периода. А это II век до нашей эры — IV век нашей эры. В женском погребении найдено китайское бронзовое зеркало с декоративным оформлением, относящееся к эпохе династии Младшая Хань, бронзовый колокольчик, напоминающий по форме те, что используются в буддийских монастырях, и нефритовая бусина. Подобное зеркало считается редкой находкой, и южноказахстанские археологи обнаружили его впервые. Оно является подтверждением того, что имелись прочные торговые связи, а через юг Казахстана шли караваны, груженные товаром со всех концов мира. Большинство открытых погребений — коллективные захоронения, свойственные земледельцам. Но в одном из курганов найдены два сложносоставных лука, деревянный колчан с железными креплениями, наконечники стрел. Все это атрибуты кочевников. И при этом в могиле несколько сосудов и других артефактов, свидетельствующих в пользу наличия в захоронении представителей земледельческой общины.

Впервые археологи юга не просто полностью закопали все вскрытые погребения, то есть законсервировали, но и снова сделали насыпь, на четырех курганах восстановив исторический ландшафт. И отныне так намерены поступать всегда. Для этого пришлось переместить гигантскую массу земли, ведь погребения находятся на глубине от четырех до шести метров. Теперь же курганы стоят будто нетронутые, между тем археологи получили о них всю необходимую научную информацию.

— Александр Николаевич, нет-нет раздаются голоса, ставящие под сомнение целесообразность проведения раскопок погребений. Археологов даже обвиняют в осквернении могил предков.

— Так говорить могут только малограмотные люди. Во-первых, оскверняют могилы только грабители. Мы же профессиональные ученые, которым дано право вести раскопки на основании Закона РК «Об охране и использовании историко-культурного наследия». Все наши полевые работы официально оформлены в научные проекты, которые утверждены. А как, скажите, мы узнаем о культуре наших предков, особенно номадов, которые, кочуя, не оставили после себя монументальных построек? Как еще мы можем показать миру достижения культуры кочевников? Ведь это именно археологи нашли Золотого человека, который стал символом нашей истории.

Все артефакты, найденные археологами, требуют реконструкции и реставрации. После того как их восстановят и опишут, они попадут в музеи.

Профессор А.Н.Подушкин

В Центральном государственном музее есть специальный фонд Подушкиных, где хранятся наиболее значимые находки. Это национальное достояние, и его надо беречь. Наверняка в ближайшее время туда же отправится и табличка с неизвестной письменностью, обнаруженная в 75 километрах к западу от Шымкента. Текст из 28 знаков, сгруппированных в пять строк, нанесен на плоский обожженный кирпич. Письмо обнаружено на глубине более двух метров в культурных слоях рубежа нашей эры на полу жилого помещения. Теперь, по мнению Александра Подушкина, можно смело говорить об открытии на юге неизученного мощного центра древней цивилизации. А материал, на который нанесены знаки, показывает, что это могут быть документы государственной важности. О существовании на этой территории в древности большого и сильного государства Кангюй (Канцзюй) до сих пор было известно лишь из китайских источников.

В 2005 году в Ордабасинском районе ЮКО в бассейне реки Арысь на раскопках обнаружена погребальная камера четырехметровой глубины, где находились скелеты пяти человек — двух мужчин, женщины с ребенком и молодой девушки. По мнению А. Подушкина, это катакомбное сооружение функционировало как склеп, то есть там находятся разновременные захоронения. Предположительно, данное погребение датируется II веком до нашей эры, когда в данном регионе существовало государство Кангюй.

В погребальной камере полностью сохранилась вся обрядовая атрибутика, здесь уже обнаружено более ста артефактов. В частности, бусы, наборные браслеты, ножи, фибула в виде арбалета, много целой керамики, которая представляет большую ценность.

А. Подушкин сообщил, что останки тел будут переданы в институт антропологии для дальнейшего изучения.

В 2005 году найдена еще одна табличка, с большой надписью из 190 знаков, а также три фрагмента, а в этом году – целая табличка с надписью из 44 знаков.

Всего в распоряжении археологов находятся надписи общим объемом в 250 знаков, сформированных в 29 строк. В расшифровке надписей участвует известных британский востоковед Николас Симс-Вильямс. «Обнаруженные на одном археологическом объекте кирпичи с неизвестным науке уникальным текстовым письмом – важнейший результат, который позволяет предположить существование на территории Казахстана регионального центра древнего письма с далеко идущими научными и социальными выводами. По моему предположению, эти письменные объекты намного древнее всех ранее найденных», — считает Симс-Вильямс. Полной расшифровки текстов еще нет, но ученым удалось прочесть первые слова с табличек: «царь-господин», «завоевание», «Чач» (древнее название Ташкента), «народ шатров» и так далее.

Александр Подушкин уверен, что надписи были местного изготовления, поскольку кирпичи сделаны из местной глины, и предназначались для архива: «Особо отмечу, судя по массивности плиток, на которых выполнено письмо, мы имеем дело именно с текстом, предназначенным для архивного хранения. Более того, если внимательно разглядеть фрагменты, можно заметить, что на некоторых из них обрез плитки идет практически по строчке, рассекая буквы пополам. Конечно, можно предположить, что фрагмент пострадал от времени. Но вполне вероятно и другое объяснение. Дело в том, что мы достаточно хорошо разобрались с техникой исполнения данного письма. Судя по всему, вначале из глины изготавливалась очень большая, цельная плита, на которой писался весь текст. Затем, чтобы сохранить письмена, требовалось совершить обжиг плиты. Для чего плиту разрезали на более мелкие кусочки. Возможно, мастер даже не боялся резать по буквам, так как после обжига, все фрагменты вновь собирались в единое целое. И все послание жестко фиксировалось, скажем, на стене или на полу в своеобразной библиотеке или храме. Подобное исполнение текстов на плитах-мозаиках хорошо известно. Учитывая, что все три фрагмента Культобинской письменности были найдены практически в одном месте, их полную схожесть, можно с уверенностью предполагать, что и в дальнейшем мы обнаружим на Культобе новые фрагменты письменности», — рассказал профессор Подушкин.

— Самым главным открытием, без сомнения, можно считать обнаружение глиняных кирпичей-таблиц с письменностью, — рассказывает Александр Николаевич. — Находки такого характера крайне редки. За два года (2005 – 2006) мы нашли семь фрагментов и один почти целый текст, который содержит около 140 знаков. В настоящее время дешифровкой таблиц занимаются лучшие палеолингвисты мира.

Это открытие переворачивает представления об истории Центральной Азии и опровергает все теории, в которых утверждалось, что степи Евразии были населены дикими и отсталыми кочевниками. Теперь ясно, что это не так. Население степей было тесно связано с древнейшими центрами цивилизаций в Передней Азии: Иране, Вавилоне, Сирии, Палестине. По всей видимости, очень рано в Южном Казахстане сложился свой центр письменности на основе заимствованного арамейского письма, которая использовалась в дипломатической переписке, а также в составлении законов.

Теперь перед историками и археологами ставится задача пересмотра древней истории Центральной Азии, формирования новых исторических концепций, а также задачи изучения открывающихся вопросов.

Первоначальные результаты прочтения свидетельствуют: тексты явно несут информацию историко-культурного содержания. Для сравнения скажу: синхронная по времени хорезмийская письменность в значительной степени включает так называемые «списки дворов», а древне-парфянское письмо в основном носит выраженный хозяйственный характер.

У нас же фигурируют имена правителей, названия крупных политических центров Средней Азии того времени, социальные термины (например, встречается выражение «люди шатров»: это не что иное, как номады). Здесь же упоминаются названия общественных работ, товарно-денежные термины («сокровища», «казна»), а главное, упоминаются имена людей.

Пока предварительно найденные кирпичи-таблицы с текстами трактуются как посвятительные, то есть предполагается, что их прикрепляли на крепостную стену древнего города, как у нас вывешивают листки с объявлениями. Но профессор А. Н. Подушкин считает, что, скорее всего, учёные имеют дело с архивом государства Кангюй (Канцзюй в оригинальном звучании).

— Важно высветить, на каком фоне появилось это письмо. Как известно, Кангюй — полиэтничное государство, — объясняет А. Н. Подушкин. — То есть здесь вполне мирно и долгое время совместно жили номады и оседлые земледельцы, а этнический состав был пёстрым. Об этом свидетельствуют многочисленные артефакты арысской культуры, часть которых несёт выраженную этническую окраску.

В 2006 году в катакомбном подземном сооружении мы нашли сакское погребение с золотыми серьгами и бронзовым зеркалом, прямые аналогии которого ведут к Иссыкскому кургану (IV в. до н. э.), где нашли известного «Золотого человека».

Нашим археологам предложили сотрудничество Кембриджский и Лондонский университеты в лице академика Николаса Симс-Вильямса и Национальная академия наук Франции в лице члена-корреспондента Франса Гренета.

В 2007 году в нашем распоряжении уже восемь фрагментов и два почти законченных текста на керамических кирпичах-таблицах. В общей сложности это более чем 300 полностью и частично прорисованных знаков, которые оформлены в 39 «строк». Как по технике выполнения письма (вдавливание, прорезывание по сырой глине), так и по палеографии (хорошо фиксируются одинаковые по прорисовке знаки) все фрагменты аналогичны друг другу. Это позволило археологам сделать заключение, что речь идет об одном и том же виде древнего письма, несмотря на разный «почерк», размеры и предполагаемую разновременность нанесения знаков.

Александр Подушкин фотографии с надписями на глиняных таблицах разослал во все крупные археологические центры мира в надежде на то, что кто-то из ученых заинтересуется ими и попробует расшифровать послание из древности. Первым шагом на этом пути стало проведение летом 2006 года научной конференции и «круглого стола», организованных по инициативе руководства Центрального государственного музея Республики Казахстан. На них пригласили крупных ученых Европы и Казахстана, в том числе ведущего палеолингвиста и специалиста в области иранских языков академика Николаса Симс-Вильямса из Великобритании. Он лично ознакомился с эпиграфическими артефактами Культобе, хранящимися в фондах Центрального государственного музея РК, и сделал предварительный доклад о первых результатах прочтения культобинской письменности.

В 2007 году профессор Александр Подушкин получил официальное приглашение приехать в Париж, чтобы участвовать в докладе по культобинской письменности, который состоялся в стенах Национальной академии наук Франции.

Возле входа в Национальную академию наук Франции — Александр Подушкин, Николас Симс-Вильямс, Франс Гренет.


Доклад в стенах Академии наук Франции был коллективным и состоял из трех частей. Александр Подушкин отразил археологическую часть темы, Николас Симс-Вильямс говорил о лингвистическом аспекте, а французский профессор археологии Франс Гренет дал общеисторическую интерпретацию.

— Мои коллеги пришли к заключению, что на таблицах один из вариантов древнего восточно-иранского диалекта (предварительно — древнесогдийского), — рассказывает Александр Подушкин. — При этом фиксируются лингвистические архаизмы в виде новых арамейских устных идеограмм, требующие особого осмысления. Подчеркну, что культобинское письмо — самое раннее из пока известных науке текстов, написанных на древнесогдийском языке в регионе Центральной Азии. По мнению исследователей, культобинское письмо датируется II — первыми десятилетиями III века н. э., то есть оно более чем на век древнее так называемых «Старых писем» (313-314 гг. н. э.).

Отмечу также, что в таком варианте исполнения (на керамических кирпичах-таблицах) для указанного выше времени письмо не имеет аналогов в регионе Центральной Азии и Казахстана. По результатам первоначального прочтения достоверно известно, что культобинские тексты включают уникальную информацию политического, социального и историко-культурного характера, касающуюся первых веков нашей эры. Этим они отличаются от синхронных по времени хорезмийских письменных памятников. В частности, в наших текстах имеются названия регионов и государств Центральной Азии этого периода, крупных городских центров, встречаются имена, титулы, фиксируются исторические события регионального масштаба и локальные действия местных правителей.

Полностью прочитанные тексты Культобе помогут не только расширить, углубить или уточнить некоторые страницы истории регионов и древних государств — Канцзюй-Кангюй, Чач, Согд, Хорезма, Кушанского царства, но и, возможно, изменить или переписать эти страницы. Наконец, факт обнаружения варианта арамейского письма в Казахстане с новыми, неизвестными ранее устными идеограммами дает информацию к размышлению палеолингвистам на годы вперед, поскольку эпиграфические памятники такого уровня исследуются длительное время.

Сейчас культобинское письмо в крупных научных центрах Великобритании, Франции и России воспринимается как важное открытие мирового уровня, которое по своей историко-культурной и социальной значимости выходит далеко за рамки Казахстана и Центральной Азии. Это очевидно после прозвучавших в стенах Академии наук Франции докладов.

Европейские ученые заинтересованы в проведении на Культобе археологических исследований. Поскольку часть холма размыта водами Арыси, встал вопрос о проведении масштабного гидрологического и гидрографического обследования русла реки.

— Основная миссия любого исследователя как раз и сводится к популяризации культурного наследия, — считает Александр Подушкин. — Его задача не просто открыть и изучить, но и сделать так, чтобы об этом узнало как можно больше людей.

На территории ЮКО существовал мощный центр цивилизации с собственной письменной культурой, возникшей задолго до знаменитого орхоно-енисейского рунического письма. По крайней мере, искусством запечатлевать и сохранять информацию наши предки владели. «Само обнаружение нескольких текстов в одном месте, пусть и с разницей во времени, дает полное основание говорить о том, что на территории Южно-Казахстанской области находился локальный центр древней письменности», — убежден руководитель экспедиции Александр Подушкин. Под центром имеется в виду наличие мастерской, где изготавливались и обсушивались достаточно массивные кирпичи, обжигающей печи, в которой они «обрабатывались» после нанесения знаков, и, наконец, людей, владеющих этой техникой.

Надписям — около двух тысяч лет: ряд располагавшихся рядом артефактов позволяет ученым отнести их к I в. до н.э. — IV в. н.э. — времени существования древнего Кангюйского государства. По форме и размеру плиток можно предположить, что это — архивные материалы, рассчитанные на долгое хранение. «С определенной долей уверенности можно утверждать, что археологи вышли на материалы государственного архива какого-либо правителя того времени», — отмечает профессор Подушкин.

Какую именно информацию они в себе содержали, сказать трудно: пока глиняные тексты остаются непознанной «вещью в себе». Расшифровка культобинских надписей упирается в другую загадку: исследователям неизвестен язык письма. В Институте востоковедения НАН РК предполагают, что он относится к восточно-иранской группе. Пока определенно можно сказать, что на всех найденных фрагментах представлен один и тот же тип письма: по заключению палеолингвистов, строчный, алфавитный, на арамейской основе.

Возможно, прочитать послание на неведомом алфавите поможет последняя находка. В отличие от предыдущих фрагментов она дошла до потомков практически совершенно целой. Иными словами, на руках исследователей теперь имеется прекрасно сохранившийся образец древней культобинской письменности — полностью законченный, а не обрывочный текст. По мнению археологов, это предоставляет большие возможности для объективных историко-культурных заключений, и теперь появилась реальная возможность расшифровать найденные таблицы. «С появлением целого текста ученые смогут вплотную заняться расшифровкой этой письменности,— считает Александр Подушкин.

А когда глиняные плиты заговорят, в чем ученые не сомневаются, они поведают нам бесценную информацию о нашем прошлом и прольют свет на одну из самых интереснейших страниц истории древнего Казахстана — кангюйской эпохе. О существовании на территории Южного Казахстана государства Кангюй (Канцзюй) до сих пор было известно лишь из китайских и арабских источников.

Использованы материалы

kazakh.ru

kazakh.ru

kazpravda.kz

farsah.kz

centrasia.ru

izvestia.kz

centrasia.ru

Tags:

Эта статья была опубликована: Понедельник, августа 16, 2010 в 4:52 в категории Археология. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

One Response for "Находки археологов в городище Культобе"

прохожий

интересно, а как связаны между собой поселение рубежа нашей эры государства Кангюй и усадьба-поселение Караханидского периода? Лишь бы лопатой махать?

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha