Законы небес беспощадны — от них не уйти, не укрыться,
А мир бесконечно огромен, и дел в нем свершается много.
Исчезли навеки три царства, прошли они как сновиденье,
И скорбные слезы потомков — одна лишь пустая тревога.

Ло Гуаньчжун «Троецарствие»

Перевод с китайского В.А.Панасюка
Стихи в обработке И.Миримского

В китайской провинции Хэнань в местечке Сигаосюэ неподалеку от небольшого городка Аньян китайские археологи нашли захоронение легендарного правителя Цао Цао (155?15.03.220 гг. н. э.), который управлял созданным им царством Вей в период Троецарствия (208 г н.э. – 280 г. н.э.).

Цао Цао (второе имя — Мэн-дэ; известен также как Вэйский У-ди) — китайский поэт, автор сочинений по военному искусству, полководец и государственный деятель.

Фактический правитель империи Хань в начале III века н.э., не вполне заслуженно вошедший в историю, как её могильщик.

Его отец Цао Сун происходил из рода Сяхоу, таким образом, его родовое имя было Сяхоу Сун. Фамилию Цао он (а следовательно и сам Цао Цао), получил от усыновившего его придворного евнуха Цао Тэна. Из романа «Троецарствие» про Цао Цао известно, что в двадцатилетнем возрасте он сдал экзамен и получил должность начальника уезда к северу от тогдашней столицы империи, города Лоян. Управляя уездом, он добивался неукоснительного исполнения законов всеми жителями, а нарушителей карал независимо от чинов и знатности. В частности, однажды он приказал избить палками дядю одного из придворных евнухов, за то, что тот шел по улице вооруженным. За это он был повышен в чине. Но настоящую славу Цао Цао принесло подавление восстания Жёлтых повязок. Когда вcпыхнуло восстание, он был пожалован званием ци-ду-вэй (звание старшего командного состава конницы), получил под командование 5000 воинов и был направлен на усмирение восставших. С этого момента и начинается его восхождение на вершину власти.

Восстание Желтых повязок вспыхнуло в правление императора династии Хань Лин-Ди (156—189).

Это было крестьянское восстание в Китае в 184—204 (название получило потому, что повстанцы носили на голове жёлтые повязки). Во главе восстания стоял проповедник одной из даосских сект Чжан Цзяо, призывавший к свержению власти династии Хань, именуемой им «синим небом», и к установлению «жёлтого неба», которое основывалось бы на «великом благоденствии (равенстве)». Пропагандируя в течение 10 лет в религиозно-мистической форме революционные идеи среди народных масс, Чжан Цзяо и его сторонникам удалось создать разветвленную организацию, построенную по военному принципу: были сформированы в 8 округах империи 36 больших и малых отрядов (фан). Большие фаны насчитывали свыше 10 тыс. чел., малые — 6—7 тыс. Восстание в короткий срок охватило значительную часть страны. На протяжении года правительственные войска подавляли один очаг за другим. Чжан Цзяо пал в бою. Но крестьянские массы не прекратили борьбы. Отряды «Жёлтых повязок» объединились с повстанцами «Чёрных гор» (по названию местности — Хэй-шань). Всего в восстании участвовало около 2 млн. чел., часть повстанцев составляли рабы. Лишь к 205 восстание было окончательно подавлено вооруженными силами крупных военачальников-феодалов Цао Цао, Лю Бэя и др.

Лин-ди, даже в зрелом возрасте не интересовался делами государства, предпочитая развлекаться с женщинами и вёл праздную жизнь. В то же время коррупция и продажа должностей настолько распространились, что вызывали недовольство и бунты по всей стране.

Лин-ди умер после 21 года правления в 189, ему было 34. Сразу после его смерти власть попала в руки Дун Чжо, который презирал его. Императора не уважали после смерти

В его правление династия Хань ослабла. После его смерти Империя распалась на части и военачальники сражались друг с другом за власть пока сын Лин-ди Сянь-ди (правил в 189—220) не отрёкся в пользу Цао Пи, что стало началом Троецарствия.

В это же время после смерти императора Лин-ди фактическую власть в стране захватил влиятельный военачальник Дун Чжо, который сперва низложил, а затем убил сына и наследника покойного императора Лю Бяня (Шао-ди) и возвел на престол его сводного брата Се, принявшего имя Сянь-ди, но фактически не правившего.

Цао Цао организовал заговор против всесильного узурпатора и даже попытался его убить, но потерпел неудачу, был объявлен преступником и вынужден податься в бега. После этого он организовал союз князей во главе с Юань Шао для борьбы с узурпатором. Война шла с переменным успехом, но в конце концов закончилась поражением Дун Чжо и его бегством из Лояна. Однако, после поражения Дун Чжо ополчение распалось и бывшие соратники начали сражаться уже между собой. Цао Цао попытался преследовать диктатора один, без квалифицированного войска и был разбит. Позже Дун Чжо погиб от рук заговорщиков во главе с Люй Бу, подкупленным Цао Цао.

В течение нескольких лет вёл войну с переменным успехом с соперничавшими полководцами — Люй Бу, Юань Шао и Юань Шу, которых, в конце концов, сумел разбить, несмотря на несколько понесенных от них крупных поражений. В борьбе с соперниками использовал кочевые племена — ухуань и ди. В одной из битв он лишился сразу двух ближайших родственников — племянника и старшего сына.

Цао Цао сосредоточил в своих руках всю власть и стал диктатором и правил страной с 208 по 220 годы нашей эры. Всю жизнь провёл в войнах. Подавил к 205 году восстание «Жёлтых повязок», приведшее к падению династии Хань.

В ослабленной междоусобицами империи власть императора Сянь-ди с самого начала была чисто номинальной.

Примерно к 200 г н. э. в этом хаосе выкристаллизовались три центра силы (отсюда и название этого исторического периода – Троецарствие, кит. Саньго):

1. Царство Вэй.

Цао Цао — талантливый и решительный полководец, контролирующий молодого безвольного Сына Неба (императора) и фактически правящий от его имени. Под его контролем находилась вся центральная часть Китая (правда самая разоренная гражданской войной и смутой). Его армия самая многочисленная, но не вполне надежна, так в неё во множестве «рекрутировались» войска из покоренных областей.

2. Царство У.

Сунь Цюань — ван (высший княжеский титул Китая) юго-восточных земель лежащих за рекой Янцзы. Это самая спокойная часть Поднебесной. «Желтые повязки» и последующая смута этих земель не коснулись. Армия не изнурена многолетней гражданской войной, но практически не имеет боевого опыта. Любой враг желающий вторгнутся на эти земли из внутренних районов Китая, будет вынужден форсировать мощную водную преграду – реку Янцзы. Средства для отражения подобной атаки имеются – флот, базирующийся на озере Поянху, которым командует способный военный чиновник Чжоу Юй.

3. Царство Шу.

Лю Бэй — полководец, выдвинувшийся во время борьбы с «желтыми повязками». Обосновался в юго-западных землях. Претендовал на родство с императорским домом (фамилия Сына Неба — Лю), на этом основании его иногда именовали «императорским дядюшкой». Достоверно известно, что Лю Бэй происходил из бедной семьи и в молодости занимался плетением сандалий и циновок. Его войско было очень немногочисленно, но состояло, в основном, из профессионалов, имеющих многолетний боевой опыт. Ко времени битвы у Красной скалы отряд Лю Бэя не имел своей территориальной базы – с одной стороны это обеспечивает высокую мобильность, с другой — постоянная озабоченность проблемой пропитания и отдыха. Главное достоинство личности Лю Бэя – его харизма, привлекающая на службу (и на дружбу!) многих выдающихся людей. Прежде всего, это два его побратима –

Чжан Фэй, человек исполинской физической силы и Гуань Юй, непобедимый воин (после смерти и вплоть до наших дней Гуань Юй почитается в Китае как воплощение бога войны!), а также Чжао Юнь (прозвище Цзылун) — отчаянный храбрец, простой крестьянин ставший одним из полководцев Лю Бэя и даос Чжугэ Лян (прозв. Кунмин, Волун) – выдающийся политик, гениальный стратег, лекарь, маг и изобретатель.

Цао Цао получил от императора высший в государстве титул чэн-сяна (канцлера или премьер-министра. Самого же ханьского императора он держал в своей столице как марионетку и дополнительный козырь в борьбе за объединение Империи. Обо всем, что происходило в империи, сперва докладывали Цао Цао и только потом — императору. В процессуальном плане он тоже получил невиданные доселе права. Как гласит роман «Троецарствие», ему было разрешено при обращении к императору не называть предварительно своего имени, входить во дворец неспешным шагом, а не бегом, а также находиться в присутствии императора обутым и при оружии. Для своей защиты он создал отряд личных телохранителей числом в 10 тысяч человек — Отряд Тигров. Вскоре Цао Цао получил от императора сперва титул Вэйского гуна, а затем — и Вэйского вана, т.е. фактически самостоятельного правителя северного княжества Вэй.

На Цао Цао неоднократно покушались, но всякий раз из-за различных причин замыслы заговорщиков срывались, а самих их казнили.

В отличие от своего предшественника Дун Чжо, который всем своим поведением выказывал презрение к Ханьскому правящему дому, Цао Цао выказывал формальное почтение императору. Он не присваивал себе чины, предпочитая получать их от императора в награду, а все его решения по государственному управлению оформлялись императорскими указами.

Во многих сражениях Цао Цао находился в первых рядах и лично подавал пример своим воинам. Известен эпизод в битве при Гуаньду, когда он лично возглавил отряд, который зашел в тыл армии Юань Шао и сжег склады с провиантом.

Согласно данным романа «Троецарствие» рост Цао Цао составлял семи чи. Если учесть, что чи — китайская мера длины равная 32 сантиметрам, то Цао Цао был очень высокого роста — в переводе на метрическую систему 224 сантиметра, что значительно превышает рост среднестатических китайцев. Однако, это скорее гипербола автора романа, чем правда, если учесть, что позже в романе встречается сановник царства У Чжугэ Кэ, рост которого составляет уже девять чи (288 см).

Цао Цао выведен в романе «Троецарствие» как наиболее колоритный злодей своего времени. Для китайцев он является одной из самых ярких и узнаваемых фигур национальной истории.

В Лояне Цао Цао держал ханьского императора как свой козырь в борьбе за объединение Китая. Противниками Цао Цао стали царства У и Шу, чьи правители опасались хитрости, политической смекалки северянина и его огромной, доходившей до миллиона воинов армии, одной из сильнейших в древности. После успешной битвы при Гуанду удача изменила Цао Цао, и он уступил право собирать земли своим соперникам Сунь Цюаню и Лю Бэю, проиграв в эпохальной битве у Красной скалы.

Знаменитая битва у Красной скалы закончилась для армии под предводительством Цао Цао поражением, несмотря на то, что по количеству воинов и кораблей она в разы превышала численность армии противника. Цао Цао с его армией в той битве противостояло объединенное войско под командованием Лю Бэя и Сунь Цуаня.

Отряд Лю Бэя с боями отступает под давлением многочисленного войска Цао Цао.

Население местностей по которым проходит отряд снимается и следует за ним –беспрецедентный случай в описании гражданских войн средневекового Китая. Крестьянам, как правило, в таких войнах ничего не угрожало – войска всегда нужно кормить, рис, пшеницу и ячмень нужно выращивать, а для этого нужны живые земледельцы. Обычно войска Цао Цао народ встречал если не с радостью, то со вздохом облегчения – как сильную власть, способную наконец покончить с недобитыми сектантами и многочисленными бандами. Вероятно, в данном случае повлияла популярность Лю Бэя и умелая пропаганда Чжугэ Ляна. Беженцы сильно тормозили отступление войск, вынужденных их защищать, ибо бросить крестьян на произвол судьбы означало растратить политический капитал, и вновь превратится в простую банду (с чего, собственно и начал Лю Бэй с побратимами).

В суматохе отступления повозка с двумя женами и маленьким сыном Лю Бэя отстала и попала в расположение войск Цао Цао. Младшая жена была спаслась, мать наследника покончила с собой, бросившись в колодец, маленький Адоу был разыскан в гуще войск противника и спасен Чжао Юнем, который пробился к своим, спрятав ребенка под кольчугой.

Отряду Лю Бэя необходима была передышка и нужен союзник, а союзником, способным противостоять Цао Цао могло быть только царство У и его правитель Сунь Цюань. Чжугэ Лян отправился послом в У. На диспуте между ним и советниками Сунь Цюаня Чжугэ Ляну удалось убедить последнего в том, что война неизбежна – Цао Цао не остановится, пока не покорит всю Поднебесную. Решающим доводом послужили слова Чжугэ Ляна обращенные к Сунь Цюаню – «Вы совершенно правы. Вам ничего не угрожает. Цао Цао пожалует Вам титул хоу (низшее дворянское звание). У Вас будет персональная повозка и десяток слуг и Вы проведете свои дни в достатке и покое». Такая перспектива не показалась Сунь Цюаню радужной и он принял решение воевать, но с условием, что Чжугэ Лян убедит в необходимости войны Чжоу Юя. Чжугэ Лян отправился на озеро Поянху, где состоялся очередной диспут на тему воевать-не воевать. Чжоу Юй воевать не хотел, т.к. Цао Цао очень сильный противник, война занятие разорительное, перспектива в ней победить весьма туманна. Тогда Чжугэ Лян сказал – «Мне известен способ избежать и войны и капитуляции. Цао Цао давно мечтает заполучить в свой гарем двух красавиц-сестер Цяо. Стоит отправить их ему и войско вэйцев отступит». При этом Чжугэ Лян сделал вид, будто ему неизвестно, что младшая из сестер Цяо по имени Сяо– жена Чжоу Юя. После подобного «совета» Чжоу Юй разьярился и заявил, что не может жить под одним небом со злодеем Цао Цао и сильно невзлюбил Чжугэ Ляна. Никакой дружбы между ними не было и в помине! Именно по требованию Чжоу Юя Чжугэ Лян остался при войске У в качестве военного советника, подчиняющегося непосредственно ему. Приказ раздобыть 10000 стрел за три дня был отдан Чжугэ Ляну именно для того, чтобы иметь повод казнить последнего за неподчинение! Чжугэ Лян нашел весьма остроумный выход, «добыв» стрелы у врага. А после того, как Чжугэ Лян колдовством вызвал ветер, позволивший брандерам царства У сжечь флот Цао Цао, Чжоу Юй попросту отправил отряд солдат с приказом убить Чжугэ Ляна, но им это не удалось.

Лагерь Цао Цао находился у этой самой Красной скалы, на северном берегу Янцзы. Уский военачальник Чжоу Юй (175 — 210) со своей армией — на южном. В том месте вздымалась высокая гора. Там, где она отходила от берега, на ней были вырублены два иероглифа: Красные скалы. Отсюда битва между Чжоу Юем и Цао Цао получила название Битва у Красных скал.

Первоначально у Цао Цао своего флота не было и он «позаимствовал» его у покоренных правителей. Чжугэ Лян и Чжоу Юй сделали все, чтобы скомпроментировать командиров флота в глазах Цао Цао.

Чжоу Юю удалось хитростью склонить неопытного в сражениях на воде Цао Цао последовательно сцепить свои корабли для переправы через Янцзы. Таким образом, пехота Цао Цао должна была пересечь реку, как посуху. Чжоу Юй же рассчитывал с помощью юго-восточного ветра сжечь весь флот Цао Цао, скрепленный вместе.

Непосредственно перед началом битвы Чжугэ Лян, который и сопровождал Чжоу Юя в походе, и давал ему советы, вернулся к своему господину Лю Бэю, с которым направился на гору Фанькоу, чтобы оттуда наблюдать за пожаром и битвой на другом берегу. Таким образом, Лю Бэй оказался в выгодном положении, из которого мог, во-первых, рассматривать бой своего союзника Сунь Цюаня со своим заклятым врагом Цао Цао издали и, во-вторых, для собственного усиления воспользоваться победой Сунь Цюаня.

Благодаря полководческим и магическим способностям Чжугэ Ляна и военному мастерству Чжоу Юя союзникам удалось одержать победу над значительно превосходящими силами царства Вэй. На этом временное союзничество У и Шу закончилось, а противостояние продолжилось (и продолжалась еще много лет), несмотря на родственные связи – сестру Сунь Цюаня выдали замуж за Лю Бэя.

Большая часть стихов Цао Цао — подражание народному юэфу, темы которых он свободно варьировал. В них описаны тяготы походов, бедствия смутного времени, бренность человеческого существования и одновременно прославляется новая династия. Цао Цао — автор сочинений по военному искусству. Китайская литературная и фольклорная традиция рисовала Цао Цао коварным и жестоким правителем.

Цао Цао был назван самым искусным политиком в Китае III века. Помимо этого, он стал прототипом многих сказок и легенд китайского фольклора, воплотив архетип хитрого правителя. В настоящее время его имя вспоминают благодаря пословице «только заговорили о Цао Цао, как он явился», аналогом которой является русское выражение «легок на помине».

Усыпальницу нашли случайно, когда: в декабре 2008 года на нее наткнулись рабочие, рывшие землю в поисках глины. О своей находке они не сообщили и на черном рынке появились каменные таблички с надписями «Король Вэя». Так именовалось северное царство, которым правил Цао Цао.

Археологи начали раскопки в Сигаосюэ и обнаружили погребальный комплекс площадью 740 кв. м. Гробница состояла из двух помещений. В погребальный комплекс вел 40-метровый подземный тоннель, вход в который был скрыт от посторонних глаз и не был обозначен каким-либо сооружением или курганом на поверхности. Спустившись в подземелье, ученые обнаружили погребальные камеры, а внутри останки трех людей. Один из них был мужчина возрастом около 60 лет. Останки двух других людей принадлежали женщинам: 50 лет и 20-25 лет.

По мнению экспертов кости мужчины являются останками Цао Цао, старшая женщина, вероятно, была его супругой, которая умерла в 239 г. н.э., молодая женщина — ее служанкой. Археологи обнаружили более 250 различных предметов, в том числе раскрашенные камни, каменные таблички с надписям, изображавшие сцены из жизни того времени.

Параллельно с раскопками власти Китая вели поиск украденных из гробницы артефактов. В настоящий момент собраны 59 каменных табличек и более 250 изделий из серебра, керамики и золота. По мнению археологов, среди них могут быть не только погребальные дары, но и личные вещи Цао Цао.

Сведения об обнаружении гробницы Цао Цао китайские археологи держали в тайне из-за опасения разграбления и объявили только через год.

Ученые предполагают, что гробницу возводили специально для Цао Цао, подтверждают и необычные стены усыпальницы — они ничем не украшены, что нетипично для царских погребений. Как объяснил глава Археологического института Хэнаня Хао Бэньсин, перед смертью правитель Вэя приказал похоронить себя как можно проще, «без кургана» и «без злата и нефрита».

Основные сведения о жизни Цао Цао изложены в знаменитом романе «Троецарствие».

Характерно, что при своей жизни Цао Цао не провозглашал себя императором.

Цао Цао вошел в историю Китая не как талантливый объединитель, а именно как хитрый политик. Он до сих пор является одной из самых ярких и узнаваемых фигур китайской истории.

Будучи не только талантливым правителем и стратегом, но и поэтом, Цао Цао оставил множество стихов и сочинений по военному искусству.

Цао Цао скончался в возрасте 65 лет и был захоронен в центральной китайской провинции Хэнань около 1800 лет назад.

Его образ стал традиционным для китайской культуры. Цао Цао в качестве героя фигурирует во множестве произведений искусства (в том числе современного, например, фильма «Битва у Красной скалы» Джона Ву).

Отрывки из поэзии Цао Цао до сих пор изучают в школах Китая.

Использованы материалы

lenta.ru

cultinfo.ru

science.compulenta.ru

illusion-grande.ucoz.net

dic.academic.ru

english.people.com.cn

www.vietnamnet.vn

www.chinadaily.com.cn

china.org.cn

Tags: , ,

Эта статья была опубликована: Пятница, июня 18, 2010 в 0:44 в категории Археология. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha