В последние годы археологи помогли прояснить историю культа апостолов Иисуса Христа. Открытия последнего года касаются четверых из двенадцати первых последователей Христа.

В Риме обнаружены древнейшие (конца IV — начала V веков) из известных изображения апостолов Петра, Павла, Андрея и Иоанна. К тому же, археологи установили, что знаменитая римская Мамертинская темница уже в VII веке была преобразована в церковь, посвященную апостолу Петру. Все это позволяет Риму в очередной раз заявить о себе как о главном христианском центре мира. Но в этом никто не сомневается.

И все равно нам недостаточно известно о двенадцати апостолах — первых проповедниках христианского вероучения. Со строго скептической точки зрения, мы даже не можем быть уверены, что знаем их по именам: противоречия имеются даже в списках в канонических евангелиях. Путаница усугубляется тем, что, помимо двенадцати ближайших учеников Христа (апостолов от двенадцати), имеются еще и ученики «второго эшелона» (апостолы от семидесяти). А есть еще и апостол Павел, который не принадлежал ни к двенадцати, ни к семидесяти, но считается первоверховным, наряду с Петром.

Однако, можно с уверенностью утверждать, что именно апостолы, и прежде всего как раз Петр и Павел, являются фактическими основателями христианской церкви как организации, на которую как бы перешел авторитет Христа. Петр считается основателем нескольких церквей, в том числе Римской (католики почитают его еще и как первого папу), а Павел с его «несть ни эллина, ни иудея» — провозвестником всемирно-исторического значения бывшей иудейской секты.

С именами апостолов связываются и все новозаветные тексты. Евангелист Марк, например, согласно церковному преданию, был секретарем Петра, евангелист Лука (которому приписывается не только соответствующее евангелие, но и «Деяния апостолов») — секретарем Павла. Евангелиста Матфея отождествляют с бывшим мытарем Левием Матвеем, евангелиста Иоанна (которому приписывается также «Апокалипсис») — с «любимым учеником Христа» Иоанном сыном Зеведеевым, братом Иакова, тоже апостола. Апостолы Петр, Иаков, Иуда и Иоанн, кроме того, считаются авторами новозаветных соборных посланий, а послания апостола Павла римской, коринфской, эфесской и другим христианским общинам свидетельствуют о том, что он, хоть и был прежде гонителем христиан, приобрел в их среде громадный авторитет.

На протяжении многих столетий христианские церкви, нередко враждуя между собой, обосновывали свое «первенство чести» авторитетом апостолов. Например, Армянская церковь возводит свою историю к апостолам Фаддею и Варфоломею, Антиохийская — к Петру и Павлу, стремление Русской церкви к статусу апостольской (то есть основанной учеником Христа) отразилось, например, в известной легенде, что на Днепре проповедовал апостол Андрей Первозванный.

По авторитетности больше всего повезло, конечно, Риму. Сообщения (правда, непрямые), что именно там закончили свои дни оба первоверховных апостола — Петр и Павел, содержатся в Новом завете. В середине ХХ века археологи, исследовав (под бдительным присмотром папской курии, разумеется) подземелья ватиканского собора Святого Петра, пришли к выводу, что в I-II веках нашей эры там находилось кладбище, причем одна из могил на нем уже в те времена была окружена особым почитанием. В 1968 году папа Павел VI провозгласил, что могила апостола Петра найдена — она находится под исповедальней ватиканского собора.

Тут надо сразу оговориться. Подобные открытия крайне редко делаются в ходе «нормального» научного прогресса. В силу своего особого значения для церкви и вероисповедания, они просто не могут не быть предметом религиозно-политических спекуляций.

Джованни Баттиста Энрико Антонио Мария Монтини (Giovanni Battista Enrico Antonio Maria Montini). Папа римский Павел VI (21 июня 1963 — 6 августа 1978)

Папа Римский Павел VI наносит визит Вселенскому Патриарху Афинагору. Константинополь. 1 января 1967

Папа Павел VI вошел в историю Римской католической церкви как один из крупнейших реформаторов: он завершил II Ватиканский собор, разрешил католическое богослужение на национальных языках (раньше католические литургии могли быть только латинскими), подписал с патриархом Константинопольским Афинагором декларацию о взаимном снятии церковных отлучений, наложенных аж в 1054 году. Объявление о том, что древнее (по-видимому, II-III веков) предание о захоронении Петра в Риме получило строго научное подтверждение, было весьма кстати для бурно расцветшего модернизационного движения в католической церкви.

Объявление папы Бенедикта XVI об обнаружении в Риме могилы апостола Павла, сделанное летом 2009 года, было обставлено очень похоже: исследования при помощи новейших научных методов подтверждают древнюю легенду о том, что именно там, в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, погребен один из величайших христианских деятелей.

Впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарем римского храма, полное название которого — собор Святого Павла за городскими стенами.

По словам Папы, в саркофаге были обнаружены фрагменты человеческих костей, относящихся к I-II веку нашей эры.

«В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано малейшее отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было также обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений», — сообщил Папа Римский Бенедикт XVI.

«Кроме того, были найдены мельчайшие фрагменты костей, который были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II веком», — сказал понтифик.

Базилика была заложена императором Константином на месте предполагаемого захоронения св. Павла. Здесь, на находившемся вне городской черты древнем кладбище, благочестивая римская матрона Люцина похоронила останки апостола. Но в ночь на 16 июля 1823 года случился пожар. Базилика выгорела практически дотла.

Место погребения апостола Павла было установлено еще в IV веке, это в трех километрах от места, где он был казнен (оно называется «Три фонтана», потому что отсеченная голова Павла трижды ударилась о землю, и там забили источники. По воле императора Константина и могила Святого Петра на Ватиканском холме, и могила Святого Павла были одинаково оформлены, апостолы были похоронены в примерно одинаковых одеждах — по этому поводу было проведено специальное исследование. Во время тушения пожара1823 года место погребения было утеряно, и вот три года назад, в 2006 году, в ходе работ по реконструкции под алтарной частью храма впервые был найден саркофаг длиной 2,5 метра и шириной около 1,2 метра. На крышке саркофага были обнаружены две мраморные пластины со словами Paulo Apostolo Mart[yri], то есть «Апостолу и мученику Павлу». Их датировали 440-461 годами, когда на престоле Ватикана находился папа Лев I Великий. Тогда, однако, захоронение целиком из-под земли извлечено не было. Само же решение отыскать саркофаг было принято после юбилейного 2000 года. Многочисленные паломники, приходившие в Рим, жаловались на то, что захоронение святого нельзя ни увидеть, ни прикоснуться к нему. Первые археологические раскопки в алтарной части были произведены в 2002—2003 годах, тогда же были обнаружены остатки базилик, построенных в IV веке и стоявших на этом месте до строительства Сан-Паоло-фуори-ле-Мура ( под нынешней базиликой ранее было две). Следующие археологические разыскания прошли в период со 2 мая по 17 ноября 2006 года. Тогда и было обнаружено предполагаемое захоронение апостола Павла. Мраморный саркофаг стоял на глиняном полу; его датировка – не раньше 390 года, когда было принято решение расширить первое строение, находившееся на этом месте – базилику императора Константина. Уже в 2007 году реликвию выставили в алтарной части Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, и верующим было разрешено поклоняться ей.

Но в новых обстоятельствах — заметный упадок религиозности вообще и папского авторитета в частности, явный консервативный поворот в Ватикане — это объявление и прозвучало совсем иначе. На сей раз все выглядело не так, будто церковь снисходит до научной экспертизы своих преданий, а скорее как проявление снисходительности со стороны науки.

Тогда же было объявлено об обнаружении в катакомбах Святой Фёклы (Санта-Текла) в Риме древнейших фресок с изображениями апостолов. Фрески были покрыты многовековым известковым налетом, поэтому их невозможно было толком разглядеть. Ватикан выделил необходимые средства на то, чтобы вскрыть изображения. Археологи стали счищать налет по новейшим технологиям при помощи лазера. О первых результатах они отчитались год спустя: вскрыты древнейшие «портреты» апостолов Павла, Андрея Первозванного и Иоанна сына Зеведеева (того самого, которого традиционно отождествляют с Иоанном Богословом, автором «Апокалипсиса», и считают «любимым учеником Христа»), а также одно из древнейших изображений апостола Петра. Изображения эти, конечно, не прижизненные, а конца IV — начала V веков, то есть относятся к той эпохе, когда христианство было уже не просто легализовано, а превратилось фактически в государственную религию.

Как рассказал во вторник, 22 июня, Фабрицио Бисконти (Fabrizio Bisconti), руководящий работами в римских катакомбах, обнаруженные фрески датируются второй половиной IV века н.э — первой половиной V века.

По словам Бисконти, изображение апостолов удалось раскрыть благодаря применению новой лазерной технологии, позволяющей счищать известковый налет, на протяжении веков образовывавшийся на стенах. Работы в катакомбах продолжались около двух лет, на их проведение Ватикан потратил более 60 тысяч евро.

Апостол Петр

Апостол Павел

Апостол Иоанн

Апостол Андрей

Фрески расположены на потолке склепа, принадлежащего, по предварительным данным, одной из богатых римлянок-христианок. Обнаруженные изображения апостолов Андрея, Иоанна и Павла, как сообщают эксперты из Ватикана, являются древнейшими из ныне известных. Существуют более ранние изображения апостола Петра, однако впервые открыта роспись, где фигурируют сразу четыре апостола.

В июне 2010 года итальянские археологи объявили еще об одном важном открытии, касающемся апостолов, точнее, ранней истории культа апостолов. Археологи выяснили, что знаменитая римская Мамертинская темница уже в VII веке была одним из центров почитания апостола Петра и была преобразована в церковь, посвященную апостолу Петру. Само по себе это, конечно, еще ни о чем не свидетельствует, но если учесть древние легенды, что именно в Мамертинской темнице Петр и Павел томились в заключении перед казнью, такое «удревнение» церкви Сан-Пьетро-ин-Карчере (то есть «Святой Петр в тюрьме») можно считать косвенным доказательством истинности этих легенд.

Эта легенда была широко распространена в Средние века. В подземелье существовала церковь Сан-Пьетро-ин-Карчере, а над ней в XVI веке была возведена церковь Сан-Джузеппе-деи-Фаленьями. Археологи убедились, что уже к VIII веку темница была преобразована в церковь, причем преобразование тюрьмы в церковь произошло очень быстро.

Согласно христианским преданиям, апостолы Петр и Павел были брошены в Мамертинскую темницу во время так называемых Нероновых гонений на христиан. Утверждается, в частности, что они смогли чудесным образом открыть в темнице источник воды и крестили в нем тех, кто был заключен вместе с ними, а также стражников. Апостолы были казнены примерно в 64 году (по преданиям, Павла обезглавили, а Петра распяли вниз головой, отчего и крест на алтаре в темнице «перевернут»).

Мамертинская темница была сооружена в VII веке до нашей эры. Она была предназначена для временного содержания подследственных и подсудимых. Римское право не предусматривало наказания в виде тюремного заключения. Темница соединялась подземным каналом с Большой клоакой — римской канализацией, куда, по легенде, сбрасывали трупы умерших заключенных.

Среди знаменитых узников Мамертинской темницы, помимо Петра и Павла, называют пленного нумидийского царя Югурту (II век до нашей эры); кельтского вождя Верцингеторига, плененного Цезарем во время Галльской войны (I век до нашей эры), а также Публия Корнелия Лентула Суру, одного из главных участников так называемого заговора Катилины (I век до нашей эры) и опального командира преторианской гвардии Луция Элия Сеяна (I век нашей эры).

Но оснований для сомнений в убедительности легенды, конечно, более чем достаточно. Легенда выглядела бы гораздо убедительнее, если бы речь шла хотя бы о том же IV веке, когда христианам уже не приходилось прятаться, но память о Нероновых гонениях, жертвами которых, по-видимому, и стали Петр и Павел, еще могла жить в семейных преданиях, а не только в благочестивых сочинениях отцов церкви. VII век — это все-таки более поздний период. И еще следует помнить, что это время, когда римские папы медленно, но неуклонно набираются сил, освобождаясь от влияния Византии и лангобардских королей. Они не могут ничего противопоставить этим могущественным державам в военном отношении, поэтому наращивают религиозный авторитет — именно он станет в дальнейшем залогом дружбы папской курии с франками и основанием для мировластительных замашек «наследников апостола Петра».

В начале XXI века папская курия освободилась от этих замашек. Значительную часть открытий, которые делаются в Риме в наше время, можно рассматривать не столько как свидетельства жизни и смерти Петра, Павла и других апостолов, сколько как свидетельства многовековых попыток «притянуть» те или иные предания и находки к соображениям текущей религиозной и международной политики. О том, чтобы люди избавились от этой скверной привычки, остается только мечтать.

И как всегда христианнейшие археологи преподносят открытия к определенным датам. 29 июня Римская католическая церковь отмечает день апостолов Петра и Павла.

Использованы материалы

lenta.ru

davidicke.com

sg59.livejournal.com

Tags:

Эта статья была опубликована: Воскресенье, июля 18, 2010 в 11:03 в категории Археология. Вы можете читать любые ответы через RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Ваш комментарий

Имя (*)
email (*)
вебсайт
Комментарий
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha